Calend.ru

Адрес страницы: https://www.calend.ru/persons/3901/

Ян Вермеер

голландский живописец

Автопортрет, Аллегория живописи

Ян Вермеер (полное имя - Ян ван дер Меер ван Делфт) родился 31 октября 1632 года в Делфте (Нидерланды), в семье предпринимателя, который занимался производством шелка для портьер и обивки мебели.

О жизни художника сохранилось очень мало сведений. Известно, что в 1653 году он был принят в гильдию Святого Луки, где несколько лет обучался живописи, а затем помимо написания картин помогал своей матери управлять трактиром, доставшимся ей в наследство после смерти мужа.

В 1662-63 и 1670-71 годах Вермеер руководил гильдией св. Луки и занимал там должность декана, что было очень почетно в то время. К тому же его работы как художника весьма ценились, но в основном картины Вермеер писал только для своих заказчиков-меценатов. Также он был известен и как эксперт по вопросам искусства.


Девушка с жемчужной сережкой
Девушка с жемчужной сережкой
Ян Вермеер прожил недолгую жизнь и скончался 15 декабря 1675 года в родном Делфте. После смерти художника, его имя было забыто. Но часть уцелевших полотен, собранных в конце 19 века, открыли ценителям живописи мастера небывалого уровня.

Его живописная техника уникальна даже для его времени. Композиция его полотен, его владение ненавязчивым колоритом, тончайшее портретирование – аналогов не имеют. Он художник предельно камерный и техничный, сосредоточенный на изображении предметного мира и окружающих людей. Дань евангельским сюжетам Вермеер отдал, написав «Христа в доме Марии и Марфы», дань античным мотивам – посредством «Дианы со свитой».

Вермеер работал над своими картинами очень медленно и тщательно, поэтому его наследие невелико, и после смерти художника оно оказалось сосредоточенным в руках нескольких человек. В каталоге аукциона, проходившего 16 мая 1696, значится двадцать одна картина; сегодня из них известны шестнадцать.

У сводни
У сводни
Вопреки усердным поискам неизвестных картин Вермеера, которыми занимаются современные коллекционеры и исследователи, – поискам, которые в 1930-е годы привели к появлению нескольких очень удачных подделок, – число подлинных картин мастера очень невелико: тридцать девять или сорок.

Примером творческой зрелости художника служит композиция «У сводни», – сосредоточив интерес на фигурах, на облике и повадке своих героев, Вермеер превратил бордельную сцену в романтическое таинство любви…

Излюбленный сюжет Вермеера – женщина, занятая каким-либо тихим домашним делом: служанка, наливающая молоко; дама за чтением, примеряющая жемчужное ожерелье, взвешивающая золото, музицирующая, плетущая кружева и т.п. Иногда женщин сопровождают кавалеры, однако число персонажей всегда невелико. Они, как правило, поглощены своим занятием, но иногда один из персонажей изображен смотрящим на зрителя.

Молочница
Молочница
Вермеер достиг совершенства в передаче тончайших оттенков света, скрадывающего контуры освещенных предметов и фигур, а также в использовании перспективных построений для создания ощущения участия зрителя в изображенном действии.

Произведения Вермеера более чем картины других мастеров отражают атмосферу домашнего быта Голландии 17 века, эпохи расцвета ее городской культуры.

На сегодняшний день достоверно подлинными считаются 35 картин Вермеера и дискуссионно — еще 5 (в России картин Вермеера нет).

Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы.
Персоны дня 23 октября:
Регистрация Вход
Регистрация Эл. почта
Логин

только латиница и символы "-", "_"; не менее 4 символов

Пароль Еще раз

Нажимая кнопку "Зарегистрироваться", вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности сайта

Авторизация Логин
Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?