Calend.ru

Адрес страницы: https://www.calend.ru/persons/7720/

Виктор Шаталов

советский и украинский педагог-новатор, Народный учитель СССР

Виктор Фёдорович Шаталов (Фото: www.shatalovschools.ru) Виктор Фёдорович Шаталов (Фото: www.shatalovschools.ru)

Всю жизнь свою педагог-новатор Виктор Шаталов посвятил обучению школьников, а затем студентов, до конца оставаясь верным идее о том, что обучить можно любого человека независимо от уровня его текущих знаний, найдя к нему индивидуальный поход, используя при обучении разнообразные методики.

Виктор Фёдорович Шаталов родился 1 мая 1927 года в городе Сталин (сегодня – Донецк). Здесь же ходил в школу. Под конец Великой Отечественной войны он попал в армию и принял участие в войне с Японией на Дальнем Востоке в 1945 году.

Демобилизовавшись, Виктор вернулся в родной город, окончил здесь Педагогический институт и начал работать учителем в одной из школ.

Практически с самого начала своей профессиональной деятельности его беспокоил вопрос, связанный с принципами обучения. Многие базовые принципы обучения в советской школе он воспринимал неоднозначно и даже подвергал сомнению их состоятельность, за что постоянно имел в лице значительной части коллег суровых критиков. Тем не менее, Шаталов начал поиск тех методов, которые впоследствии составили основу его авторской системы обучения.

Суть её была проста, но требовала от учителя определённых навыков. Сводилась она в общих чертах к тому, что знания преподносились на уроках в виде рассказа учителя, записей на доске и конспекта, в основе которого лежали схемы, таблицы ключевые термины, фразы математические выкладки и т.д. Такой конспект – плод кропотливой работы учителя во время подготовки к уроку, не занимал много места и был достаточно прост в запоминании.

Во время урока учитель доносил информацию до учеников через рассказ, с опорой на конспект, изложенный на доске. Итогом становилось донесение требуемого и даже превышающего необходимый объём материала при минимальном объёме записей для того, чтобы эти знания максимально эффективно, просто и быстро зафиксировать в памяти. Использовался вербально-визуальный метод.

Кроме того, Шаталов настаивал на том, что нельзя требовать от ученика понять и запомнить материал одновременно. На уроке он должен понять материал через рассказ учителя и записи на доске, после чего перенести эти записи себе в тетрадь. Конспект представляет собой кодированный рассказ учителя. Закрепление материала также подразумевает использование учениками конспекта через его воспроизведение на листе или доске с последующим рассказом. Таким образом, учениками производится неоднократное «раскодирование» конспекта, что обеспечивает лучшее запоминание материала.

Другим, не менее важным принципом стало: «сначала – научить, потом – спрашивать, никаких оценок за решение новых задач!». Материал должен быть усвоен, а для этого требуется время. Оно же необходимо и для того, чтобы заинтересовать ученика, создать условия для того, чтобы он поверил в свои силы. Широко использовал на своих уроках Виктор Шаталов групповые занятия, взаимопроверку.

Впервые за пределами школы о системе Шаталова заговорили в 1971 году после выхода в свет очередного номера газеты «Комсомольская Правда», в которой была напечатана статья С.Соловейчика «Метод Шаталова». В 1973 году автор системы обучения стал научным сотрудником НИИ педагогики Украинской ССР, а в 1985 году – Академии педагогических наук СССР.

С 1987 года Шаталов работал в НИИ Академии педагогических наук СССР в Донецке над вопросами интенсификации учебно-воспитательного процесса, получив звание Заслуженного учителя Украинской ССР. В 1990 году получил почётное звание Народного учителя СССР.

В 1990-х годах Виктор Фёдорович трудился в родном городе в Институте последипломного образования, стал профессором Донецкого института социального образования. Всю жизнь свою он посвятил обучению школьников, а затем студентов, до конца оставаясь верным идее о том, что обучить можно любого человека независимо от уровня его текущих знаний, найдя к нему индивидуальный поход, используя при обучении разнообразные методики.

Система Шаталова включает в себя свыше 200 педагогических инноваций, а её основоположник стал автором более 60 научных педагогических публикаций.

Политические события на Украине, начавшиеся в 2014 году и приведшие к Гражданской войне, не заставили Виктора Шаталова оставить родной город, на окраинах которого шли боевые действия. Он поддержал ДНР, став её гражданином, продолжая передавать свой опыт молодым поколениям педагогов. Его система с интересом была воспринята и за рубежом. Для обучения на стажировку к Виктору Шаталову приезжали педагоги из Китая.

Умер Виктор Фёдорович Шаталов 20 ноября 2020 года в Донецке после долгой и тяжёлой болезни.

Персоны дня 29 марта:
Регистрация Вход
Регистрация Эл. почта
Логин

только латиница и символы "-", "_"; не менее 4 символов

Пароль Еще раз

Нажимая кнопку "Зарегистрироваться", вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности сайта

Авторизация Логин
Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?