Calend.ru

Адрес страницы: https://www.calend.ru/holidays/0/0/2/77/

Рождество Христово в Черногории

7 января Поздравить с праздником

Рождество Христово в Черногории Рождество Христово

«Нема дана без очного вида,
нити праве Славе без Божића»
(Дневной свет не существует,
если его не увидеть зрением,
так и никакой праздник
не сравнится с Рождеством).

Сербский поэт Петар Негош



Рождество Христово в Черногории (так называемый Божич) — праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучии дома. Не случайно, цикл рождественских праздников длится, вместе с подготовкой к нему, больше месяца. Начинается он в день святого Николая Мирликийского 19 декабря, а заканчивается 27 января, в день святого Саввы (русские празднуют память Архиепископа Саввы Сербского на два дня раньше, 25 января).

За два дня до Рождества, 5 января, закалывают поросенка или барашка, а в некоторых местах — индейку или гуся. В этот день нельзя наказывать детей — есть поверье, что в противном случае они будут плохо себя вести в течение всего последующего года. Называется этот день Туциндан. Рождественский сочельник, 6 января, называется в этих землях Баднидан.


В рождественское утро все члены семьи встают рано, умываются ледяной водой (воду для умывания в этот день берут порой из подо льда) и готовятся к первому обряду. Каждый мужчина дома выходит наружу и берет по две ветки от бадняка, затем входит в дом и поздравляет хозяйку с Рождеством: «Дай же, Боже, здоровья и радости в доме, пусть рождаются здоровые дети, пусть родится пшеница и виноград, прибавляется имущество и умножается скот!».

На рассвете звонят колокола храмов, люди надевают праздничную одежду и идут в церковь на Рождественскую литургию. После службы в дом берется просфора. Все приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», а в ответ слышат: «Воистину родился!». Это приветствие соблюдается вплоть до праздника Богоявления (19 января).

Вернувшись из церкви, семья усаживается на солому (или садится за стол), выпивает ракии — горячего сливового или фруктового самогона, закусывая сухими фруктами и грецкими орехами и ожидая прихода «положайника», — уважаемого всеми членами семьи человека, который на Рождество и в течение всего года будет приносить в дом удачу. Войдя в дом, положайник берет ветку от бадняка и водит ею по очагу или в печке, стараясь поднять в воздух как можно больше искр, повторяя: «Сколько искр — столько счастья, сколько искр — столько денег, сколько искр — столько поросят и барашков, а больше всего здоровья и радости, аминь, Боже, дай!». Положайник символизирует волхвов, которые, следуя за звездой на востоке, пришли поклониться новорожденному Христу. Хозяйка посыпает гостя пшеницей и одаривает подарками.

Все члены семьи в ожидании рождественского обеда угощаются горячей ракией и сухими фруктами. Затем хозяин выносит на стол печеницу. Печеница должна принести в дом здоровье и благополучие. Из блюд к столу подаются квашеная капуста, тушенная с копченым свиным мясом, пирог с каймаком (это очень вкусные сливки или сметана, створоженные, как сыр, каймак делают только в странах бывшей Югославии), «пребранац» — вареная фасоль с растительным маслом и луком и другие.

Кульминация празднования Рождества — преломление погачи — домашнего рождественского плоского пирога из пресного теста. Хозяйка утром замешивает тесто для пирога и кладет в него золотую или серебряную монетку. После того, как пирог готов, хозяйка ставит его на стол, на котором будет накрыт рождественский обед. Хозяин отрезает левую часть печеницы, достает из нее сердце и раздает его по кусочкам всем членам семьи, которые сразу его съедают. Перед началом обеда хозяин дома зажигает свечу, которая стоит на столе, или кадило и обносит ими иконы и всех присутствующих, а ребятишки обносят кадило по всему дому. Затем все поют праздничный тропарь или «Отче наш».

Затем наступает время разламывать погачу. Сначала ее вертят по кругу, затем делают надрез в виде креста и в полученный разрез наливают вино, только после этого она разламывается. После разламывания погачи все поздравляют друг друга с праздником. Каждый получает по куску пирога, и тот, в чьем куске оказалась монетка, будет, как считается, счастлив целый год.

В городах, где нет открытых очагов, печей и бадняка, на рынках и на улицах продаются перед праздником небольшие «букеты» из дубовых веток, обвязанные пучком соломы. Накануне Рождества эта связка вместе с вертелом вносится в дом и ставится под иконой святого — покровителя семьи, у восточной стены дома или квартиры. Зажигается свечка и лампада, что является символом огня и очага. Затем дом обносится кадилом с тамьяном, произносятся молитвы, весь вечер сопровождается духовной музыкой. На третий день праздника вечером из дома выносится солома, которую развевают затем над полями и лугами. Так заканчивается праздник Рождества.

После Рождества все чувствуют благодать, полны любви и доброты. Рождество Христово — во многом детский праздник, так как в этот день, говоря словами сербского протодиакона Любомира Ранковича, родилось «самое прекрасное и святое дитя в истории человечества». Праздники продолжаются и далее: в день Святого Богоявления (19 января), в день святого Иоанна Предтечи (20 января) и святого Саввы Сербского (27 января).
Рождество Христово у восточных христиан в других календарях
Регистрация Вход
Регистрация Эл. почта
Логин

только латиница и символы "-", "_"; не менее 4 символов

Пароль Еще раз

Нажимая кнопку "Зарегистрироваться", вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности сайта

Авторизация Логин
Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?