Период Великого поста охватывает 40 дней, предшествующих празднованию Пасхи. Так как все воскресенья Великого Поста и будние дни Страстной недели приравниваются по своей значимости к великим праздникам, то все иные праздники, приходящиеся на эти дни, переносятся на ближайший свободный от торжеств и праздников день.
В соответствии с церковными предписаниями, каждый католик обязан хотя бы один раз в год в Великий Пост или в Пасхальный период принять участие в таинствах Покаяния. Каждую пятницу Великого Поста во всех католических храмах совершается особая процессия, называемая Крестный Путь и поклонение Святому Кресту. Кульминацией Великого Поста считается Страстная неделя, которая начинается с празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербного Воскресенья) и оканчивается Священным Пасхальным Тридневием (Triduum Pasсhalis), которое включает Великий (Страстной) Четверг, посвященный воспоминанию Тайной Вечери, Великую (Страстную) Пятницу, посвященную воспоминанию Страстей Господних, и Великую (Святую) Субботу в канун пасхального торжества.
Страстная Пятница предшествует празднику Пасхи и посвящена воспоминанию о дне распятия и смерти Иисуса Христа. Формы чествования Страстной Пятницы широко варьируются – от простого воспоминания или специальных богослужений у протестантов до особого литургического чина в Восточных церквях и сложного литургического церемониала в Римско-католической церкви. В Католической церкви богослужения Страстной Пятницы приурочены к 3 часам дня, поскольку считается, что в это время умер Иисус Христос. Хотя эта служба кажется единой, в действительности она состоит из четырех самостоятельных частей, каждая из которых имеет собственное происхождение и историю.
Первая, древнейшая часть, чинопоследование Слова, осуществлялась в древней церкви в тех случаях, когда не совершалось таинство евхаристии. В настоящее время она включает в себя ряд чтений из Ветхого Завета, завершаемый торжественным чтением рассказа евангелиста Иоанна о Страстях Христовых. Вторая часть состоит из нескольких молитв (восходящих к 5 веку) об исполнении всевозможных духовных нужд всех людей на земле. Третья часть – чин поклонения кресту, связанный с древним обычаем, практиковавшимся христианами в Иерусалиме.
Распятие закрывают покрывалом в воскресенье, начинающее Страстную неделю. Затем священник и его помощники снимают покрывало, после чего священнослужители и прихожане целуют распятие.
Последняя часть службы Страстной Пятницы – литургия Преждеосвященных Даров, во время которой духовенство и прихожане приобщаются Св. Даров, которые были освящены накануне (отсюда название).