Фото: НКО «Евразия»
В Национальной библиотеке Беларуси 23 апреля 2025 года состоялся круглый стол «Сохранение памяти средствами кино: роль, вызовы и перспективы в сохранении исторической правды о войне», который стал центральным событием кинофорума «Эхо «Евразия-Кинофест»». Организатором выступила некоммерческая организация «Евразия», давно зарекомендовавшая себя в сфере международных культурных инициатив. Участники обсудили, как кинематограф помогает сохранить память о героях Великой Отечественной войны и их подвигах.
В зале собрались более 120 кинематографистов разных поколений из 12 стран Евразийского экономического союза: от ветеранов отечественного кино до начинающих режиссёров. Это позволило взглянуть на проблему с разных точек зрения. Оживлённая дискуссия показала, как совместить уважение к традициям с поиском новых форм, которые помогут передать историческую правду будущим зрителям.
Участники круглого стола пришли к единому мнению, что в условиях информационного давления кино остаётся одним из немногих честных голосов прошлого. Художественные и документальные фильмы не просто воссоздают события, а пробуждают эмоции, превращая историю в личный опыт.
Автор цикла «Неизвестные страницы Великой Отечественной войны» режиссёр Сергей Варчук рассказал о создании своего последнего документального фильма «Операция «Правда»», разоблачающего мифы о коллаборационизме. Картина собрала более двух миллионов просмотров на платформе «Смотрим», что доказывает востребованность честного кино у молодежи.
С этими словами согласились актрисы Лариса Лужина и Наталья Варлей, которые отметили, что яркие герои на экране помогают молодому поколению по-настоящему увлечься историей своей страны. Ведь когда подросток видит на экране ровесника, идущего в атаку, – это работает сильнее любого учебника.
Своим взглядом на новые технологии поделился казахстанский режиссёр Алишер Толеубаев, который предложил использовать дополненную реальность в документальном кино. По его замыслу, зритель сможет сам решать, насколько реалистичными они хотят видеть трагические события войны. Такой подход поможет создавать патриотический контент, который будет говорить с цифровым поколением на одном языке.
Особое внимание привлекла презентация проекта виртуальной реконструкции Хатынской трагедии. Специалисты восстановили облик деревни и её жителей в компьютерном пространстве. Для этого они использовали архивные документы, 3D-сканирование и анимацию на основе ИИ. Технологии позволяют «переместиться» в прошлое и увидеть события глазами очевидцев. Проект впечатлил участников встречи, а уже в сентябре 2025 года его представят широкой аудитории в мемориальном комплексе «Хатынь».
Участники круглого стола, организованного НКО «Евразия» также обсудили и финансовые вызовы, с которыми сталкивается современное военное кино. Продюсер Денис Денисов рассказал, что бюджеты российских фильмов о войне в среднем в десять раз меньше зарубежных, а молодые зрители предпочитают смотреть ролики до 15 минут, а не фильмы. В ответ на это специалисты предложили три решения: создать специальный фонд поддержки авторов, запустить образовательную платформу для сценаристов и разработать VR-приложения для школ и вузов.
Круглый стол завершился подписанием трёх значимых соглашений. Среди них были создание Евразийской ассоциации военных кинодокументалистов, старт масштабного проекта «Брестская крепость-2» и программа стажировок на ведущих киностудиях России и Беларуси. Организаторы из НКО «Евразия» уверены, что эти шаги помогут укрепить диалог между поколениями через язык кинематографа.
«Эхо «Евразия-Кинофест»» – праздник кинематографа
Кинофорум «Эхо «Евразия-Кинофест»», где проходил круглый стол, стал настоящим подарком для ценителей кино. Десятки тысяч зрителей, сотни профессионалов, бесплатные кинопоказы и встречи с легендами экрана – всё это наполнило Минск атмосферой творческого единения. Особое внимание уделили военно-патриотической тематике и совместным проектам России и Беларуси, включая фильмы «Пальто» и «Курьер».Отдельно хочется отметить проект «Ожившие письма» от команды «Лаборатории кино. Победа 9/45». Молодые режиссёры оживили подлинные настоящие фронтовые письма времён Великой Отечественной, передав всю боль, надежду и веру, которые не смогли стереть даже десятилетия.