30 октября отмечают День инженера-механика в России
Инженеры: люди, сделавшие Россию великой
30 октябряРоль инженеров-изобретателей в развитии Российского государства сложно переоценить: зачастую, именно они становились двигателями этого развития, меняя привычный мир на более удобный и технологичный. Даже само слово «инженерия» означает такие понятия, как «изобретательность» и «изловчиться, разработать», недаром инженерами называют людей, которые сочетают в себе знания, смекалку и способность к практическому применению, часто нестандартным, новаторским способом.

Натье Ж.-М., «Портрет Петра I» (фрагмент), 1717 г., общественное достояние
История России полна примеров гениальных открытий, смелых проектов и людей, чьи имена навсегда вошли в мировую историю технологий. Первое государственное учреждение, регулировавшее инженерные задачи, называлось Пушкарским приказом, и именно в его структуре чётко обозначились специализации: конструкторская, управленческая, экономическая и метрологическая работа, что свидетельствовало о зарождении инженерии как системной профессии. Было это при Иване Грозном, и с тех пор российские монархи и главы государств проявляли живейший интерес к инженерному делу и выдающимся изобретателям.
Петр Великий
Одним из выдающихся инженеров России можно смело назвать царя Петра I. Его масштаб технического видения и активное личное участие в создании инфраструктуры государства привел к очевидному промышленному и военному прогрессу в стране. Первые каналы в Санкт-Петербурге, новой столице России, появились благодаря его инженерному мышлению, он построил «Осудареву дорогу» для переброски флота из Белого моря в Онежское озеро. Можно смело говорить о том, что при нём инженерное дело в России получило мощный толчок в развитии. Особенно если учесть тот факт, что именно при нём открылось огромное количество учебных заведений, готовящих будущих инженеров: школы математических и навигационных наук, инженерные и артиллерийские училища, были заложены основы будущей Академии наук. Крупнейшие металлургические и судостроительные предприятия появились в России в период его правления. Пётр I стал инициатором и организатором инженерного прорыва, который определил технологическое лицо России на столетия вперёд.
Николай I
В число выдающихся российских инженеров обязательно входит император Николай I, который, сам инженер по образованию, лично утверждал и контролировал все градостроительные проекты в столице: в частности, его указ регламентировал высоту частных зданий в Санкт-Петербурге в зависимости от ширины улицы, и это сформировало ту характерную петербургскую городскую панораму, которую мы сейчас знаем.
Николай I подарил России Пулковскую обсерваторию, железные дороги с колеей особого, российского типа, укрепил Кронштадт, под его руководством была создана первая в мировой практике минно-артиллерийская позиция, которая стала непреодолимой преградой для вражеского флота. Император покровительствовал талантливым инженерам и поддерживал их, давая возможность максимально проявить себя.
Михаил Васильевич Ломоносов
Гений Михайло Ломоносова был уникальным, многогранным, недаром его называют ярчайшим представителем типа «универсальный человек», наряду с Леонардо да Винчи. Открытия Ломоносова легли в основу множества современных технологий в физике, химии, металлургии, геологии, астрономии, приборостроении.
Он сформулировал принцип сохранения массы вещества, открыл факт переходы материи из одного состояния в другое, который сейчас кажется нам очевидным, и только спустя 15 лет француз Лавуазье придет к аналогичной формулировке. Он изобрёл «Ночезрительную трубу», которая представляла собой, по сути, ночной телескоп: прибор увеличивал угол зрения, повышая способность различать предметы при разном свете. Современная связь берет свои истоки также в изобретении Ломоносова — он сформулировал идею телеграфа, когда предложил использовать зеркала, чтобы передавать сигналы между Кронштадтом и Петербургом. И, конечно, нельзя не упомянуть разработку Ломоносовым уникального воздушного средства, «аэродинамической машины», которое могло взлетать вертикально без предварительного разгона, то есть, прообраза современного вертолёта.
Иван Петрович Кулибин
Человек, имя которого стало нарицательным в российской традиции. До сих пор людей с изобретательской жилкой, самоучек, которые даже в домашних условиях умудряются изобретать интересные и полезные вещи и механизмы, ласково называют «кулибиными».
Он происходил из семьи торговца мукой, жившей неподалеку от Нижнего Новгорода, поэтому Ивана Петровича прозвали «нижегородским Архимедом». Делом всей своей жизни он считал изобретение вечного двигателя, но в попытках его создать он совершил много ярких и полезных открытий. К примеру, создал уникальные карманные часы, в которых помимо часового механизма в корпусе также находился механизм часового боя и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками.

Пётр Афанасьевич Веденецкий, «Портрет Ивана Петровича Кулибина», 1818 г., общественное достояние
В числе изобретений Кулибина были фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно, оснащённое вододействующим двигателем и способное передвигаться против течения, механический экипаж с педальным приводом, а также первый ахроматический микроскоп по проекту Эйлера — Фусса. Именно Кулибин придумал конструкцию протезов («механических ног»), лифт с винтовым механизмом. Важной для себя целью считал создание механических судов для речного судоходства, которые позволили бы заменить труд бурлаков, разработал чертежи и даже построил два опытных образца, но не встретил понимания и готовности их внедрения со стороны правительства.
Сергей Павлович Королёв
Советский учёный, конструктор ракетно-космических систем Сергей Королёв был человеком, стоящим за кадром первого и последующих космических подвигов и открытий Советского Союза. Можно смело сказать, что именно благодаря Королёву СССР стал передовой космической державой. Полёт Юрия Гагарина осуществлялся под его руководством, также как и запуск первого искусственного спутника Земли. Он не только стал основоположником практической космонавтики как главный конструктор первого отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники, но и подготовил многочисленные кадры инженеров, учёных, космонавтов.
Карл Андреевич Шильдер
Русский военный инженер, генерал-адъютант, инженер-генерал, герой русско-турецкой и Крымской войн. Карл Шильдер служил начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском и вел активную деятельность по изобретению и испытанию разнообразных приёмов инженерной атаки и обороны. В частности, изобрел разборные канатный мост и понтонную переправу. Подземные мины, трубчатые мины, системы контрминной борьбы – все это предложил Шильдер, и многие его изобретения для того времени выглядели как фантастика. Известно, что в 1834 году на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга прошли испытания первой в мире цельнометаллической подводной лодки Шильдера, и испытания эти были засекречены: узнали о ней спустя много лет после его смерти. Испытания проводились в присутствии императора Николая I: c подводной лодки запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей.
Неоспоримы заслуги Шильдера и в организации крепостных манёвров, опытов и других способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, что, в частности, успешно применялось при обороне Севастополя. Император Николай I говорил о Карле Андреевиче после его смерти: «Потеря Шильдера меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости». Его называли «Баярдом русского инженерного корпуса».
Петр Козьмич Фролов
Это знаковое имя для всего Урала, ведь Петр Козьмич был не просто горным инженером, но и талантливым изобретателем и организатором горнозаводского производства на Алтае. Он составил карты Иртыша и его притоков, разрабатывал проекты создания конных рельсовых путей заводского назначения и сети водных путей сообщения, по его проекту была построена первая в России чугунная дорога с конной тягой длиной в 2 километра. Он проектировал и строил суда для сплава руд по Оби и Алею в Барнаул, ввел доменное и железное производства на Гурьевском заводе, увеличил объёмы чеканки монет и выплавки железа, чугуна и свинца. В Западной Сибири благодаря ему были построены бумажная фабрика и типография, основаны метеорологическая и магнитная станции.

Портрет Фролова Петра Козьмича. Неизвестный автор. Общественное достояние
Ефим и Мирон Черепановы
Говоря о развитии железных дорог в России, в первую очередь следует упомянуть отца и сына Черепановых, которые построили первый паровоз и железную дорогу. Происходя из крепостных крестьян, они отличались уникальным творческим инженерным мышлением. Отец Ефим Алексеевич в годы работы на Нижне-Туринском заводе построил листокатальные станы, на Меднорудянском руднике спроектировал и изготовил металлическую водоподъёмную машину на конной тяге. На Выйском заводе отцом и сыном было организовано Выйское механическое заведение, которое было оснащено токарными, слесарными, сверлильными, винторезными и универсальными станками — в этом заведении они улучшали, а также разрабатывали и создавали различные механизмы. Изобретённые и улучшенные ими механизмы использовались на лесопилках и мукомольных мельницах, при добыче золота, меди и железа, в металлургии. Ими было построено около двадцати паровых машин, первый и второй паровозы в истории России, а за строительство чугунной железной дороги от Меднорудянского рудника до Выйского завода получили вольную. Мироном Ефимовичем был представлен проект парохода, который мог буксировать суда по Каме и Волге.
Андрей Николаевич Туполев
Список выдающихся инженеров России и Советского Союза был бы неполным без упоминания имени этого выдающегося человека. Советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер Андрей Туполев спроектировал более сотни типов самолётов, 70 из которых были запущены в серийное производство. На знаменитых самолётах марки Ту было поставлено 78 мировых рекордов. Сергей Королёв начинал свою деятельность под руководством Туполева.

Генерал-майор авиационно-технической службы А. Н. Туполев, 1944 г. Фото: общественное достояние
Андрей Николаевич создал знаменитый самолёт Ту-2, который стал главным самолётом военного периода: 750 машин такого типа было выпущено на фронт. На момент 1951 года советская авиационная промышленность изготовила 2649 самолётов Ту-2 различных модификаций. Им же был создан стратегический бомбардировщик Ту-4, который мог развивать скорость более 1000 км/ч. Его разработки легли в основу первого отечественного реактивного гражданского самолёта Ту-104 и межконтинентального пассажирского самолёта Ту-114. В 1968 году наша страна первой в мире подняла в воздух сверхзвуковой пассажирский самолёт — Ту-144.
Пётр Леонидович Капица
О советском физике, инженере и новаторе, нобелевском лауреате Петре Капице невозможно говорить без восхищения. Он открыл явление сверхтекучести жидкого гелия, само понятие «сверхтекучесть», провёл много революционных исследований в области физики низких температур, изучении сверхсильных магнитных полей и удержания высокотемпературной плазмы. Установки для сжижения газов, построенные Капицей, произвели переворот в сталелитейной промышленности. Установка для сжижения гелия, который сжижается при температуре, близкой к абсолютному нулю (около -269 градусов), стала его триумфом, а для всего мира приоткрыла двери в область квантовой физики. Капица получил Нобелевскую премию в 1978 году «за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур».
Приведённые в этой статье имена — лишь немногие яркие страницы из богатейшей летописи российской инженерной мысли. Каждый из этих людей внёс неоценимый вклад в становление науки, техники и промышленности России, но список выдающихся российских инженеров насчитывает сотни имён — известных и забытых, прославленных при жизни и признанных лишь спустя десятилетия. Не все они пользовались покровительством властей, кто-то работал в условиях крайней нехватки ресурсов, кому-то приходилось бороться с бюрократией, а сейчас человечество благодарит их за упорство, изобретательность и веру в силу разума. Благодаря тем, кто строил и строит будущее не словом, а делом, Россия не просто идёт в ногу со временем, но и опережает его в отдельных направлениях.









