Тень черного квадрата

17 февраля

Уже три часа Анатолий пытался понять, что он здесь делает, как получилось, что он поддался на уговоры жены и поехал в этот промозглый город? Они бродили по бесконечным залам Эрмитажа, и мужчина не переставал удивляться восторгу Инны.  Понятно, что ей нравилось дворцовое великолепие — все эти анфилады, колонны, балюстрады, вся эта золотая роскошь. Но уже через полчаса от блеска и бесконечных картин начинает рябить в глазах, а ноги наливаются тяжестью, отвык он от пеших прогулок.

Эрмитаж

Они бродили по бесконечным залам Эрмитажа... Фото: wikiway

А Инна ходит, вздыхает, у картин останавливается, читает таблички. И откуда только в ней такой интерес, за пятнадцать лет брака, с книжкой ее раз пять видел, а тут такая тяга к культуре. Или не культуре, о чем она думает — жалеет, что не родилась столетия назад императрицей?

Можно подумать, что сейчас бедствует, семь лет не работает — дома сидит со своими сериалами. Любой каприз ее исполняет: захотела шубу – пожалуйста, новые сережки – без проблем, отдыхают с комфортом в Египте, Турции, зачем ей этот сырой город?

Ему во всем Эрмитаже только часы «Павлин» понравились, умел Потемкин подарки делать. Такие бы в зал поставить, гостей удивлять, а лучше преподнести в качестве презента кое-кому, тогда бы не пришлось думать, что делать с магазинами, не выдерживающими конкуренции с сетевиками.

Государственный Эрмитаж, часы "Павлин"

Государственный Эрмитаж, часы «Павлин». Джеймс Кокс, Фридрих Юри, 1772 

Ну вот, забрели к импрессионистам, степень  культуры повышается. Как эта любительница абсента похожа на уборщицу Светлану Викторовну, тоже любительница, правда, не абсента. А пишут-то, пишут — напряжение, это они Светлану Викторовну не видели при моем появлении, вот где напряжение!

Государственный Эрмитаж, П.Пикассо, «Любительница абсента», 1901 г.

Государственный Эрмитаж, П.Пикассо, «Любительница абсента», 1901 г.

Вот скажи, что в этом прекрасного? – спросил Инну, кивнув на полотно Пикассо «Зеленая миска и черная бутылка».

Государственный Эрмитаж, П.Пикассо. Зеленая миска и черная бутылка, 1908 г. 

Ну… — протянула Инна.

Вот и я о том же. Пойдем, перекусим? Есть очень хочется, да и отдохнуть не мешало бы, у нас еще ночная экскурсия запланирована.

— Давай еще немного походим, я так давно мечтала.

И когда она только об этом мечтала? О шубе мечтала, о сережках, цепочках, колечках, о береге турецком и пирамидах египетских.

...И тут он увидел его. Остановился ради интереса — сколько раз они обсуждали «гениальность творения» сначала в комнатах общежития и тесных кухоньках, потом в гостиных и барах.

Черный квадрат выскочил перед Анатолием словно бандит. Он вглядывался в темное пространство, очерченное неправильными линиями, удивлялся неоднородности черного цвета. Мир исчезал,  растворялся, оставив только черную бездну. Голова закружилась, тьма распадалась на рваные фрагменты, дышать стало трудно…

Малевич, Черный квадрат

Государственный Эрмитаж, Казимир Малевич, «Черный квадрат», около 1930 г.

Очнулся, когда Инна потянула за рукав.

—  Тебе и правда, плохо? Пойдем скорее на воздух.

Лежа в гостиничном номере, Анатолий почему-то вспоминал, как в детстве они с мальчишками мастерили хоккейную коробку и заливали лед, как делали робота в кружке моделирования в центре детского творчества. И робот тот умел ходить, между прочим! А сейчас на месте детского центра его магазин. Анатолий помнил и женщин – педагогов, что приходили в его кабинет, уговаривая оставить здание детям, и смеющегося сотрудника администрации. Неужели он стал счастливее с тех пор?

Тень черного квадрата нависла над ним...


Рассказ посвящен Дню музея Эрмитаж 
Постер дня
Автор: Елена Гвозденко

Елена ГвозденкоСпециально для Журнала Calend.ru