18 января 1962 года родилась Тамара Гвердцители

«Париж, запомни это имя!» Тамара Гвердцители и Мишель Легран

18 января 1962

Удивительная, уникальная, единственная в своем роде – трудно спутать Тамару Гвердцители с кем-либо, она неповторима. Приятно сознавать, что так считаем не только мы, ее поклонники, соотечественники. Приятно знать, что величайшие мастера и музыканты современности преклонялись перед талантом и природной красотой этой потрясающей женщины и певицы.

Одним из таких был легендарный французский композитор Мишель Легран. А история их знакомства и последующей долгой творческой влюбленности начиналась так.

Тамара Гвердцители

Тамара Гвердцители. Фото: ВАДИМ ЧУПРИНА. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0

В 1991 году, когда большинство артистов бросали все и уходили в бизнес, когда концертов не было и надеяться особенно было не на что, Тамаре Гвердцители вдруг поступило приглашение спеть в Париже, и не где-нибудь, а в знаменитой «Олимпии» — зале Олимпия Брюно Кокатрикс, одном из самых популярных концертных залов в мире. Тамару Гвердцители приглашали принять участие в концерте, посвященном Жану Дрежаку, легендарному французскому композитору, писавшему песни для самой Эдит Пиаф. Ведущим этого концерта должен был быть Мишель Легран.

Алекс Москович был убежден: песни для Тамары Гвердцители должен писать только Мишель Легран

Тамара была потрясена вниманием, но позже оказалось, что Алекс Москович, французский продюсер и поэт, передал автору «Шербурских зонтиков» кассету с записями Тамары Гвердцители, и маэстро заинтересовался. Алекс Москович знал Тамару еще с 1989 года: когда снимали фильм о перестройке для Второго канала французского телевидения, Тамара исполняла песню на стихи Алекса, и у продюсера еще тогда сформировалось стойкое убеждение, что Тамару необходимо продвигать на французской сцене. Алекс Москович был убежден: песни для Тамары Гвердцители должен писать только Мишель Легран, поэтому любыми путями пытался передать кассету Леграну. В успех этого мероприятия не верил никто: над Алексом смеялись, качали головой, а шансы на то, что кассета попадет к Леграну, оценивали очень низко, а уж шансы того, что Легран согласится работать с грузинской певицей, и вовсе были равны нулю. Но кассету Леграну все же передали. Композитор послушал, как поет Гвердцители, и пригласил ее в Париж.

Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ

Тамара Михайловна рассказывала в интервью Екатерине Рождественской, что, услышав такую новость, сначала просто растерялась: все эти хлопоты с визой, билетами на самолет казались ей чем-то неподъемным. Очнулась она, когда уже оказалась в гостях у Мишеля Леграна, в его замке. Мишель Легран жил тогда в настоящем средневековом замке где-то неподалеку от Парижа, в настоящем, с башенками и увитыми плющом стенами, и это очень впечатляло. Даже студия маэстро представляла собой зал в готическом стиле со сводчатыми потолками.

Легран долго беседовал с Тамарой, потом усадил ее за рояль. Сыграли «Шербурские зонтики», остальные знаменитые мелодии маэстро, а потом композитор сообщил, что через пару недель заканчивает несколько произведений, и предложил встретиться. Конечно, Тамара Михайловна не очень-то верила в то, что через пару недель ей вновь дадут визу, но все в итоге получилось, и они с Леграном встретились вновь и приступили к работе: Тамара, Легран и Жан Дрежак. Французы даже не пытались выговорить фамилию грузинской певицы, а имя ее произносили на французский манер с ударением на последний слог: «ТамарА!».

Тамара трепетала перед Леграном, да и разница в возрасте была внушительной: ей – всего 29, а ему – 60

Тамара трепетала перед Леграном, да и разница в возрасте была внушительной: ей – всего 29, а ему – 60. Хотя эта разница очень быстро психологически сгладилась: Мишель Легран был удивительно молод душой — ездил на скутере, носил молодежные кроссовки, мотоциклетный шлем. Общение не прекращалось и после репетиций: во время гастролей в Нью-Йорке Мишель пригласил Тамару в русский ресторан, что немало удивило его помощников – они намекнули Тамаре, что маэстро таким душевным бывает крайне редко.

Тамара Гвердцители признается, что в их общении с Мишелем Леграном всегда присутствовала некая «химия», однако, это была скорее творческая влюбленность друг в друга:

«Как писала Марина Цветаева: «Я найду в своих стихах / все, чего не будет в жизни». Вот и мы с Мишелем раз за разом проживали через музыку то, что так и не случилось в жизни».

Афиша концерта Т. Гвердцители и М. Леграна

Афиша концерта Т. Гвердцители и М. Леграна

Когда Мишель Легран впервые представил Тамару Гвердцители трехтысячному концертному залу «Олимпия», он сказал: «Париж! Запомни это имя». С тех пор это творческое сотрудничество прошло через множество интересных моментов.

Маэстро признавался в своем интервью, что работать с Тамарой Гвердцители для него всегда большая радость

Однажды во время выступления в США посреди концерта внезапно в зале погас свет. Тамара Гвердцители растерялась, но Мишель Легран продолжил играть как ни в чем не бывало, успокаивая певицу своей настоящей рыцарской уверенностью. Они продолжили концерт, импровизируя в темноте, а наутро газеты написали: «Музыка оказалась сильнее тьмы!».

Позже, во время выступления в Батуми Тамара решила устроить Леграну приятный сюрприз: она поручила администратору купить полтора десятка самых разных зонтиков, и во время исполнения «Шербурских зонтиков» зрители на первых рядах эти зонтики раскрыли, и к ним тут же присоединились все, у кого с собой были зонты. Мишель Легран был очень растроган.

Маэстро признавался в своем интервью, что работать с Тамарой Гвердцители для него всегда большая радость, а Тамара Михайловна говорила, что каждый раз, выступая с Мишелем Леграном, она становилась счастливее.

Тамара Гвердцители слишком скромна, чтобы называть их дуэт дружбой, но и просто сотрудничеством он не был – но точно был неоценимым подарком судьбы, и не только для Тамары Михайловны, но и для всех нас, поклонников ее творчества и творчества Мишеля Леграна.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru