18 сентября 1918 года родился лётчик-герой Виктор Талалихин

«Мал, да удал»: как улыбчивый паренёк с мясокомбината стал кошмаром Люфтваффе и символом мужества СССР

18 сентября 7 августа

Он прожил всего 23 года. Но и за такую короткую жизнь успел вписать своё имя в историю не только Второй Мировой войны, но и в целом в мировую военную историю.

Виктор Талалихин. Фото: общественное достояние

Двадцать три года. Многие наши современники такого возраста только заканчивают вузы и всерьёз размышляют о том, готовы ли они к самостоятельной жизни отдельно от родителей. А Талалихин успел дослужиться до младшего лейтенанта, стать Героем Советского Союза и одним из первых в Советском Союзе совершить воздушный таран немецкого самолёта-бомбардировщика.

Он вырос в самой обычной семье, был третьим, младшим сыном у своих родителей-крестьян и готовился работать по специальности «колбасник»: закончил фабрично-заводское училище при Московском мясокомбинате, там же работал. Но мечтал, конечно, стать лётчиком: в ту пору это была главная мечта всех мальчишек его возраста. Тем более, что два его старших брата уже служили в авиации, так что Виктор Талалихин тоже поступил в аэроклуб. И вот там инструктор отметил, что несомненный талант летчика у Талалихина есть. Однако, чтобы стать настоящим мастером, Виктору Васильевичу предстояло воспитать в себе ещё одно очень важное качество – умение держать голову холодной. Но это умение приходит с опытом.

Благодаря комсомольской путёвке Талалихин попал в Борисоглебское авиационное училище, где продолжил обучение и успешно его завершил. После чего его направили в знаменитый 27-й истребительный авиационный полк для дальнейшей службы. Во время войны этот полк станет одним из самых результативным по количеству сбитых в воздухе самолётов противника. В 1943 году он будет переименован в 129-й гвардейский истребительный авиационный полк за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм. И в полку, как до этого в аэроклубе и в авиашколе, отмечали отличное владение Талалихиным техникой пилотирования, но ещё и обратили внимание на его умение принимать логичные и трезвые решения в сложных ситуациях и способность не утрачивать при этом смелости и решительности.

Первое боевое крещение Талалихина показало: он рождён, чтобы быть военным лётчиком. Участвуя в советско-финской войне 1939–1940 годов, он уже в первом своём воздушном бою на самолёте И-153 уничтожил вражеский самолёт. Это было первое, но не последнее сбивание: всего за эту военную кампанию Талалихин уничтожил 4 самолёта противника, причем один из них он сбил, прикрывая командира Михаила Королёва. Тогда же Виктор Талалихин получил первую награду: орден Красной Звезды.

А в 1941-м решил учиться дальше и пошёл на курсы командиров авиазвеньев, по окончании которых ему доверили звено 177-го истребительного полка, командиром которого был как раз тот самый Михаил Королёв.

Первые месяцы Великой Отечественной войны были по-настоящему трагическими для нашей армии. Авиации приходилось труднее всего — противник превосходил и в технике, и о мастерстве асов Люфтваффе ходили легенды. К тому же, в первые часы войны врагом был нанесён массированный удар по советским аэродромам, что привело к огромным потерям.

Но наши лётчики не сдавались, и даже немецкие асы признавали их героизм и беспримерное мужество. Особенно впечатляла готовность советских пилотов идти на таран тогда, когда это оставалось последней возможностью остановить врага. И ведь именно на первые, самые тяжёлые дни войны, пришлось самое большое количество таранов.

Всего за годы войны советские лётчики совершили более шестисот таранов, и в большинстве случаев — жертвуя своей жизнью. Так что лётчик, идущий на таран, должен обладать не только мастерством, но и огромной отвагой, мужеством.

Виктор Талалихин вместе со своим 177-м истребительным полком в начале войны выполнял задачу по обороне столицы в небе. И именно благодаря лётчикам-истребителям противовоздушная оборона столицы оказалась настолько эффективной, что враг, как ни старался, не смог нанести Москве тяжёлый удар.

А 7 августа 1941 года состоялся воздушный бой, после которого имя Виктора Талалихина загремело на весь мир. Виктор Васильевич получил приказ вылететь на перехват немецких бомбардировщиков. Преследовать немецкий «Хенкель-111» наш лётчик на своём И-16 начал на высоте 4500 метров. Несмотря на искусные манёвры противника, Талалихину удалось поджечь один из его моторов, но, заходя на новую атаку, лётчик обнаружил, что у него закончились боеприпасы. И тогда Виктор Талалихин принял решение идти на таран. Он после расскажет о том, как рассуждал в тот момент: собственная гибель была неминуема, но она того стоит, если ему удастся унести с собой и четыре жизни экипажа немецкого бомбардировщика. Принял решение и начал подбираться к хвосту «Хенкеля». И даже полученное ранение в руку, которое сумел нанести ему немецкий бортстрелок, не помешало Талалихину догнать фашистский самолёт и нанести удар.

Талалихину удалось воспользоваться парашютом и приземлиться неподалёку, в речку Северку, а местные жители помогли ему выбраться. Но ни немецкому бомбардировщику, ни его экипажу выжить в этой схватке не удалось.

Новость о ночном таране в небе Подмосковья стала не просто новостью, а сенсацией – прецедент такого тарана в истории мировой авиации был к тому времени только один: 28 октября 1937 года советский лётчик Евгений Степанов сбил в небе над Барселоной итальянский бомбардировщик SM-81. И хотя статистика в таких вопросах не слишком уж оптимистична, и Степанову, и Талалихину после их знаменитых таранов удалось выжить.

Кстати, останки того самолёта, на котором был совершён таран, были найдены поисковиками в 2014 году под Москвой в лесу. В Домодедовском историко-художественном музее можно увидеть части самолета И-16, а также часть найденного была доставлена в историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы» в Саратове.

Таран Виктора Талалихина был чем-то гораздо большим, чем подвиг: для миллионов советских военных, для граждан великой страны он стал вдохновением, надеждой. Он продемонстрировал всему миру, что советскую авиацию не стоит сбрасывать со счетов, даже несмотря на неудачи первых дней войны: пока в ней служат такие герои, наше небо в безопасности.

Почтовая марка СССР с картиной ночного тарана Талалихина. Фото: общественное достояние

О подвиге Талалихина сразу же написали в газете «Известия», о нём рассказывали по радио, а Виктору Васильевичу присвоили звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство».

Ни внешности, ни характера Талалихин был совсем не героических: простой паренёк, улыбчивый, добродушный, весёлый, носивший в полку прозвище «Малыш». Талалихин был совсем небольшого роста — всего 155 см, и после про него с гордостью говорили: «мал, да удал!». И тем более впечатляющим был его героический поступок.

Конечно, Талалихину сразу в небо вернуться не получилось: пришлось залечивать раны, но Виктор Васильевич виду не показывал, во время лечения на месте не сидел — встречался и беседовал с рабочими, молодёжью, выступал на митингах.

В начале сентября его наградил в Кремле сам председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин: вручил орден Ленина и медаль «Золотая Звезда», грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза. На тот момент герою было всего 22 года: своё 23-летие он праздновал уже со звездой на груди. В полк вернулся командиром эскадрильи и приступил к обороне неба над столицей. Впоследствии он сбил ещё не один самолет, как лично, так и в составе группы, но бой 27 октября 1941 года стал для него роковым.

Возглавляя шестёрку истребителей, Талалихин направился к деревне Каменка, где как раз шли тяжёлые бои. В небе эскадрилью атаковали шесть немецких истребителей Ме-109, начался ожесточённый бой. Виктор Васильевич сбил один самолёт, подбил второй, и враг понял, что имеет дело не с простым пилотом, а с настоящим героем: самолёт Талалихина атаковали сразу три гитлеровских истребителя, и один из них очередью прошил кабину и ранил нашего лётчика в голову. Потеряв управление, самолёт Талалихина рухнул на землю.

Виктор Васильевич похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, а на 43-м километре Варшавского шоссе, там, где в годы войны располагался аэродром, с которого лётчик-герой Талалихин отправлялся в свой последний бой, в 1969 году был открыт ему памятник.

Виктор Талалихин зачислен навечно в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка. Улыбчивый «Малыш» с железной волей: таким он и остался в памяти народной.

Прожив всего 23 года, он успел стать легендой, вдохновением для миллионов, примером того, как юность, вооружённая мужеством и честью, способна изменить ход истории. Для многих его ровесников на подобное не хватило бы и целой жизни. Но Талалихин показал наглядно, что героизм не в годах измеряется, а в поступках — и даже самый короткий жизненный путь может оставить неизгладимый след в истории.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru