Марис Лиепа: «Хочу быть принцем в Большом театре». Ко дню рождения танцовщика

27 июля

Он был талантлив, целеустремлен, красив, и хотел танцевать сто лет. Но судьба распорядилась иначе. Стремительно взлетев, звезда угасла рано.

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа, артист Большого театра и всемирно признанный танцовщик, родился 27 июля 1936 года в Риге. Учился в балетной студии при Латвийской опере, впоследствии преобразованной в Рижское хореографическое училище.

В отличие от многих танцовщиков, которые грезили балетом с юных лет, Марис Лиепа заниматься танцами не собирался и о театре не мечтал. Мальчик рос очень болезненным и хилым, часто попадал в больницы. Знакомые советовали родителям отдать его в спортивную секцию или на футбол, но отец решил отвести сына в балетный класс при рижском хореографическом училище. Уже в 17 лет он написал в своем дневнике: «Я буду танцевать принца Зигфрида в «Лебедином озере».  Из статьи «Я хочу танцевать 100 лет».

Марис Лиепа. Фото: 1tv.ru

Марис Лиепа. Фото: 1tv.ru

Лиепа был замечен балетными педагогами из Москвы и переведен в Московское хореографическое училище (МХУ). Перевод состоялся в 1953 году: два последних года Лиепа учился в МХУ в классе Николая Тарасова, ученика Н.Легата.

В 1955 году Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, после чего был направлен на работу в Ригу. В 1956 году он получил приглашение от Майи Плисецкой принять участие в гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в «Лебедином озере» (редакция Горского – Мессерера).

Марис Лиепа и Майя Плисецкая. Фото: sovetskaya-lux.ru

Марис Лиепа, латыш (а это по советским меркам почти иностранец) по-европейски холеный, породистый, обходительный, с легким прибалтийским акцентом, мог влюбить в себя кого угодно. От театральной буфетчицы до дочери генсека. Галина Брежнева много лет была влюблена в Мариса, и даже не скрывала этого. Ходила на все его премьеры, осыпала дорогими подарками. (Из анонса документального фильма «Марис Лиепа. Невыносимая легкость бытия» от 1tv.ru).

В 1960 году Лиепа получил приглашение в труппу Большого театра. Он активно танцевал, создавая партии в классическом и современном репертуаре, с 1963 года занимался педагогической деятельностью.

С середины 1960-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера Юрия Григоровича.

«Звездным» стал в биографии Лиепы 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета «Спартак», в котором роль римского полководца Красса была поставлена Григоровичем специально для Лиепы. В 1970 году за роль Красса Лиепе была присуждена Ленинская премия.

А.Хачатурян. Адажио из балета «Спартак». М.Лиепа и М.Плисецкая (1971):

Николай Максимович Цискаридзе рассказывает о балете Спартак, первых составах исполнителей и множестве деталей в частной беседе с Ильей Кузнецовым и Сол:

Конец 1960 — начало 1970-х годов – период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, в том числе во Франции, Англии и США. На этих гастролях Марис Лиепа получает мировое признание. В 1971 году Парижская академия танца назвала его лучшим танцовщиком года и наградила премией Вацлава Нижинского.

В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий.

Майя Плисецкая и Марис Лиепа — Адажио из балета Легенда о любви (телепередача Голубой огонек 1965):

Лиепа продолжил творческую деятельность вне театра – съемки на телевидении, в кино. Несмотря на успехи в разных жанрах вне сцены Большого театра, он переживал тяжелый период депрессии. В 1980 году была опубликована его автобиографическая книга «Я хочу танцевать сто лет». Но, к сожалению, не получилось...

Марис Лиепа — «Поединок с судьбой», фильм Никиты Тихонова:

26 марта 1989 года Марис Лиепа умер от инфаркта в Москве. Ему было всего 52 года.

Дарья Насибулина
Дарья НасибулинаСпециально для Журнала Calend.ru