11 апреля 1857 года император Александр II утвердил государственный герб России – двуглавого орла

Двуглавый орел: почему у орла две головы и что он символизирует?

11 апреля

Современный герб Российской Федерации, официальный государственный символ, был утвержден Указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина 30 ноября 1993 года, однако появление на гербе двуглавого орла имеет свою долгую историю. В том его виде, который сейчас используется в государственной символике, он был утвержден 11 апреля 1857 года императором Александром II.

Герб России

Герб России. Фото: pixabay.com

Изображения, выбранные в качестве составляющих любого герба и широко используемые не только на самом гербе, но и на монетах, почтовых марках, государственных наградах и Штандарте президента, конечно же, выбраны неслучайно: каждое из них имеет свое значение, символику и свою историю.

Так что же за символ такой – двуглавый орел? И почему именно такое изображение было выбрано для российского герба?

Двуглавый орел – довольно сложный символ, и эта птица присутствует не только на российском гербе, но и на гербах и флагах многих других государств. И у этого символа такая же сложная и давняя история, начавшаяся задолго до того, как впервые Иван III в 1497 году решил использовать его на своей царской печати.

Византийский орел с рассеченной надвое головой

По наиболее достоверной версии, впервые двуглавый орел использовался на изображениях столицы Хеттского царства Хаттусы. Когда проводились раскопки на месте, где в 13 веке до н. э. располагался город Хаттусы (сейчас это турецкий город Богазкёй), а также раскопки других городов хеттской цивилизации, изображение такого орла было найдено на цилиндрических печатях: на них двуглавый орел держит в лапах двух зайцев. Но историки считают, что символ мог появиться гораздо раньше, приводя в пример периодически изображавшегося с двумя головами шумеро-вавилонского орла Анзуда. Анзуд или Анзу – персонаж из шумеро-аккадской мифологии, представлявший собой птицу божественного происхождения, которая выступала как посредник между людьми и богами и воплощала одновременно и злое начало, и доброе. Двуглавым орел Анзуд, божество бури и молнии, стал после того, как бог войны Нинурт победил его и разбил ему голову на две части, а затем стал использовать изображение орла на своих знаменах, и шумерцы последовали примеру бога.

Индийская двухголовая птица Гандаберунда

В ведийской мифологии также упоминался персонаж, которого можно считать предшественником современного двуглавого орла: у бога Вишну была птица по имени Гандаберунда («ганда» — сильный, «берунда» — двухголовый). Эта птица обладала огромной силой, и на изображениях часто держала в когтях и клюве львов и даже слонов.

Барельеф Гандаберунды на крыше храма Рамешвара в Келади

 Барельеф Гандаберунды на крыше храма Рамешвара в Келади. Фото: Sarvagnya, по лицензии CC BY-SA 3.0

Изображение двуглавой птицы использовала как свою королевскую эмблему династия Водеяров Майсурского государства, печатали на своих монетах правители Ачьютадеварайи Тулувы империи Виджаянагар, и до сих пор это изображение можно встретить в южной Индии в индуистских храмах, а штат Карнатака избрал Гандаберунду одним из символов своего герба.

Азиатский двуглавый орел

В государствах Ближнего Востока такое изображение можно встретить достаточно часто: во времена правления Тогрул-бека турки-сельджуки изображали его на своих флагах; в 11-13 веках птица являлась одним из государственных символов Конийского султаната; на монетах Золотой Орды периода правления ханов Узбека и Джанибека, а также хана Азиз-Шейха был изображен двуглавый орел, помещенный, в последнем случае, в центре гексаграммы. До нашего времени дошла тамга (родовой фамильный знак, печать) беклярибека Ногая с таким изображением.

Византийский двуглавый орел

Двуглавый орёл на гербе Священной Римской империи

Двуглавый орёл на гербе Священной Римской империи. Фото: I, N3MO, по лицензии CC BY-SA 3.0

Но больше всего связывают появление двуглавого орла в качестве герба или составляющей государственных символов с Византией: в рукописи XVII века «О зачинании знак и знамен или прапоров» рассказывается о том, как «…Цесаряне свой знак двоеглавого орла стали иметь» с легкой руки военачальника Каиюса Мариюса, который выбрал эту легендарную птицу «для особливого знаку, вместо головнаго знамя у всякаго легиона», правда, сначала речь велась о птице с одной головой, но позже, после того, как «цесари троижды побили Римлян», они «взяли у них два знамя сиречь два орла». После этого на знамени цесарян появился двуглавый орел. Происходило это «в 3840-м году, тако же от зачала строения Рима града в 648 году, и от Рождества Христа Бога нашего за 102 года». Эта история подтверждается и в «Книге о флагах» Карла Алларда, знаменитого картографа и географа из Голландии.

Появление двуглавого орла на российских государственных символах, как гласит одна из версий, связано с тем, что с 1261 до 1453 года византийская династия Палеологов изображала двуглавого орла на своем гербе. Предполагается, что в 1497 году царь Иван III, женившийся на племяннице последнего императора Византии Софье Палеолог, решил заимствовать эмблему императорского рода Палеологов. Такую версию выдвигал и знаменитый российский историк и писатель Николай Карамзин. Это не единственная версия причины появления двуглавого орла на великокняжеской печати Ивана III Васильевича, хотя и самая романтичная.

Российский двуглавый орел

Конечно, легендарная птица с двумя головами и до этого появлялась в древнерусском искусстве, но ее появление не было связано с государственной символикой. К примеру, тверской князь Михаил Борисович чеканил двуглавого орла без корон на своих монетах в 1470-х годах. Но именно с печати Ивана III Васильевича можно отсчитывать появление двуглавого орла именно в качестве символа государства.

Именно с печати Ивана III Васильевича можно отсчитывать появление двуглавого орла в качестве символа государства

Позже, в 1562 году, Иван Грозный добавил к орлу всадника, который поражает копьем дракона и единорога. В 1577—1578 годах на Большой государственной печати Ивана Грозного у орла появилась большая корона, а во время правления царя Фёдора Ивановича между головами орла появился православный крест. Три короны у орла появились на печати Лжедмитрия І, там же орел предстал уже расправившим крылья. Но позже от этих новшеств отказались, а вернулись к ним, в частности, к трем коронам, в 1645 году уже при царе Алексее Михайловиче.

Большой Государственный Герб Российской империи

Большой государственный герб Российской империи. Фото: Павло Сарт, по лицензии CC BY-SA 3.0

Скипетр и держава в лапах орла появились только в 17 веке при царе Алексее Михайловиче, он же в своем указе от 14 (24) декабря 1667 года «О титуле Царском и о Государственной печати» официально описал и разъяснил значение российского государственного герба:

 «Орёл двоеглавный есть герб державный, Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России Самодержца, Его Царского Величества Российского Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великие, Казанское, Астраханское, Сибирское, славные Царства, <…> на персях изображение наследника; в пазноктях скипетр и яблоко, и являют милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».

Традиционно символика двуглавого орла на современном гербе России трактуется так:

  • сам орел – символ могущества, непобедимости и силы: он смотрит на Запад и на Восток, охраняя государство;
  • три короны его – олицетворение суверенитета как всей Российской Федерации, так и её частей, субъектов Федерации, либо (по другой версии) – символ трех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной);
  • скипетр с державой, которые двуглавый орёл держит в лапах, символизируют государственную власть и единое государство;
  • изображение на груди орла всадника, поражающего змия, часто связывают с именем Георгия Победоносца, однако, многие геральдисты утверждают, что это ошибочное мнение: если бы на гербе был изображен Святой Великомученик и Победоносец Георгий, его следовало бы изобразить, по канонам геральдики, с атрибутом святости — нимбом или навершием копья в виде креста. Поэтому всадник, поражающий копьём дракона именно на российском государственном гербе – это общий символ постоянной борьбы и побеждающего добра над злом, готовность народа защищать страну от врагов.
Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru