10 мая 1950 года родилась актриса Наталья Бондарчук
Для неё в жизни главное – это работа и дом. Несколько слов о Наталье Бондарчук
10 маяО том, что она станет актрисой, сказала не сама Наталья Бондарчук – это произносили другие люди, тоже актёры, которые приезжали на дачу к Инне Макаровой – матери Натальи. Дача не запиралась, хозяева даже не знали, что такое навесные замки. А ключи… Ключи были, но – вот вопрос – где? Их всегда теряли, куда-то засовывали, после искали, никак не могли найти – в общем, двери подмосковной дачи были открыты для всех и всегда. Об этом знали, и, приезжая, подкидывая пятилетнюю Наташу под потолок, то и дело повторяли: «Артистка наша будущая».

Кадр из фильма «Солярис», киностудия «Мосфильм», 1972 г.
«Артистка» визжала, хохотала и совершено не понимала, что играющие с ней люди – уже достаточно известны. Что их можно увидеть на телеэкране и что многих знают в лицо и здороваются с ними на улицах. Для Наташи они были просто «дядями» и «тётями» — мамиными знакомыми, которые наперебой пророчили малышке известность и интересные кинороли.
Знаменитые родители
Сама же Наташа до семи лет была уверена, что настоящее имя её мамы – Любка Шевцова. Именно её в «Молодой гвардии» сыграла тогда Инна Макарова. Но маленькая Наташа думала, что родила её именно Любка. По сценарию девочка знала, что все молодогвардейцы погибли, но изобретательный детский ум и здесь нашёл выход. «Любка каким-то образом ожила, воскресла, и потом вышла замуж и родила меня, — думала Наташа, которой шёл всего-то шестой год, — а имя Инна – это она себе взяла, чтобы её больше никто не узнал». То, что «воскресшую» Любку не должны были узнавать – в этом Наташа была уверена твёрдо. Ей даже было немного обидно, когда она шла с мамой по улицам Москвы, люди смотрели именно на маму. «Как же так? – думалось ей. – На даче играют со мной, игрушки дарят мне, а на улице всё внимание маме?».
Это казалось несправедливым.
А ещё была у них квартира. Маленькая, однокомнатная. Но по меркам тех лет и такая жилплощадь считалась великим счастьем.
Одно было хорошо: кухня в этой квартире была большой, она же и служила второй комнатой. В ней стоял двухъярусный диван, на котором внизу спала бабушка, а наверху Наташа. Была ещё няня, которая часто тоже оставалась ночевать вместе с ними. Так они и жили: три человека на кухне, и двое – в комнате. «Апартаменты», то есть жилая комната предназначалась исключительно для родителей. Но тесноты никто не ощущал. Жили дружно.
Говорить же маленькая Наташа начала… стихами Пушкина. Кто-то в детстве её сильно напугал, и она молчала почти до четырех лет. Бабушка, которая перечитала ей все сказки Пушкина не по одному разу, долго пребывала в изумлении, когда молчавшая внучка вдруг произнесла фразу из «Сказки о Царе Салтане», причём произнесла отчетливо, словно только и занималась, что учила эти слова наизусть.
Вот так неожиданно Наташа и заговорила.
Впрочем, неожиданностей в её жизни было очень много.

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», киностудия «Ленфильм», 1975 г.
Самым трудным периодом для себя Наталья Сергеевна считает тот, когда из семьи внезапно ушёл отец. Она обожала смотреть на то, как папа работает с инструментами – пилит, строгает, красит. Любимым запахом с детства стал запах древесной стружки – казалось, она могла вдыхать его постоянно. И вдруг отец ушёл. Казалось, что в доме всё осталось по-прежнему – везде были его вещи, в сарае остались инструменты, краски, кисти. Казалось, что они впитали в себя тепло рук отца, и так же как и Наташа, ждут его возвращения, чтобы он снова взял их. Но возвратиться Сергей Фёдорович не смог – он полюбил другую женщину, и любовь оказалась сильнее его. Наташа не осуждала отца, она продолжала ждать. Но ожидание затянулось на целых пять лет.
Когда Сергей Федорович пришёл смотреть сцену дипломного спектакля «Красное и чёрное», по его лицу в зале ничего нельзя было понять. Но после Наташа выбежала в коридор, в гриме, костюме – такой, какой она только что была на сцене. Отец увидел её, крепко обнял, и вот так они стояли, обнявшись ещё долго, и плакали. Наверное, тогда Наташа ощутила, что как актриса она состоялась.
Главное в жизни
Отношение к своей профессии у неё очень строгое.
«Ты не можешь называться артистом, — считает Наталья Сергеевна, — если по щелчку пальцев не в состоянии заплакать, и тут же, по второму щелчку засмеяться. Артист умирает и воскресает столько раз, сколько это надо режиссёру, причём каждый раз он делает это как-то по-новому. И неизменно с большим профессионализмом».
Артист – это не тот человек, который только и делает, что гордится своей профессией. Это – по мнению Натальи Бондарчук – тяжёлый, ежедневный труд. Нет, гордиться, конечно, можно. Но не самим словом «артист», а тем, что ты сумел достичь в своей карьере. Той новизной, которой ты обогатил, казалось бы, уже известную роль. Если каждый раз играть одинаково, роль скоро приедается как самому исполнителю, так и зрителю. Поэтому каждый выход на сцену, каждое появление перед кинокамерой – оно как первый раз.
«Что для меня главное? — спрашивает актриса корреспондентов, которые пришли снимать фильм о ней, и тут же сама отвечает: «Наверное, дом. Ну, после работы, конечно. Дом и работа. Работа и дом. А что ещё так нужно в жизни?»

Кадр из фильма «Юность Петра». Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, 1980 г.
Наверное, она права. Тот самый дом, в котором она жила, деля кухню-комнату с бабушкой и няней и тот дом-дача, куда приходили друзья мамы по киноцеху – они остались в её жизни как две монолитные крепости, которые защищали от жизненных передряг.
В память о маме – Инне Макаровой – Наталья Бондарчук сажает розы. Самые любимые цветы её мамы. И когда в ноябрьские холода розы вдруг расцветают, она считает это обычным делом. Наверное, так же, независимо от времени года, расцветала душа человека, который подарил ей жизнь.
А ещё она любит подходить к памятнику отца около студии, на которой написано «Мосфильм». Она гладит его по каменной руке и уверяет, что от руки исходит тепло.
Много слов она не произносит. Только говорит «спасибо» за то, что был с ними. За то, что понимал. За то, что любил.