26 июня 1925 года родился советский летчик-космонавт Павел Беляев

Беляев и Леонов: когда в связке одной с тобой — Герой

26 июня

Парня в космос тяни, рискни! Когда говорят о человеке, делающем шаг в неизведанное, зачастую, с риском для жизни, открывающем дверь в непознанное, стоило бы сказать и о том, кто остаётся его ждать по эту сторону двери. Ждать, надеяться на лучшее и внутренне быть готовым к худшему. Кто идёт с ним в одной связке и в котором надо быть уверенным не на сто, а на тысячу процентов —  только так можно выжить.

Экипаж КК «Восход-2» — космонавты Леонов А.А. и Беляев П.И. в скафандрах на стартовой площадке космодрома Байконур. Фото: roscosmos.ru

Наверное, именно поэтому, когда говорят об Алексее Леонове, совершившем первый выход человека в открытый космос 18 марта 1965 года, всегда упоминают, что эта эпохальная миссия была выполнена не только им, но и ещё одним советским космонавтом Павлом Ивановичем Беляевым. И роль Беляева в этом полёте была такой же важной, как и у Леонова, даже ключевой, хотя в открытый космос он не выходил.

Самый старший

Павел Беляев поступил в первый отряд советских космонавтов в том же 1960 году, что и Гагарин с Леоновым, правда, на пару месяцев позже, чем они. Он был в этом отряде старшим во всех смыслах – и по возрасту, и по званию (он был майором), и по должности (на тот момент он был уже командиром эскадрильи). Его любили в отряде, уважали, звали только по имени-отчеству – его единственного.

Судьба сложилась так, что Павлу Беляеву удалось слетать в космос всего один раз. Это был тот самый полёт на корабле «Восход-2» в качестве командира корабля, когда вторым пилотом был Алексей Леонов.

Когда пошли разговоры о подготовке выхода человека в открытый космос, все понимали: там, в космосе, может произойти всё, что угодно. Но совершить выход было важно. И важно было совершить его раньше американцев, которые тоже планировали сделать это в марте. Выход в открытый космос означал начало гонки за Луну.

Подготовка к полёту

Для осуществления выхода человека из корабля в открытый космос была разработана особая система шлюзования: шлюзовая камера «Волга» в сложенном состоянии находилась до того момента, пока корабль выйдет на орбиту, и уже в космосе должна была надуться. Перед сходом с орбиты на обратном пути шлюзовая камера должна была отсоединиться от корабля.

Проводились испытания в беспилотном режиме: в конце февраля 1965 года запустили аппарат «Космос-57», который был оснащён такой же системой шлюзования. Проверка работ системы прошла отлично, но возникла аварийная ситуация на обратном пути, и аппарат начал спускаться в незапланированном районе. Но из-за этой ситуации полёт отменять не стали.

Попутного солнечного

Основной экипаж для этого полёта, состоящий из Беляева и Леонова, был утверждён ещё летом в 1964 году, а в день запуска перед стартом 3 человека находились в скафандре: Беляев, Леонов и Хрунов, который был готов заменить и первого, и второго: и командира, и пилота.

Напутственные слова Королёва «Я прошу одно. Ты, Лёша, только выйди из корабля и войди в корабль. Пусть солнечный ветер будет тебе попутным» прозвучали легко, запомнились надолго, но давление на космонавта было огромным: груз ответственности, ожидания советского народа, да и всего человечества.

Старт ракеты-носителя с КК «Восход-2» с космодрома Байконур. Фото: roscosmos.ru

На 100%

Но каково было давление на Павла Беляева, человека, который остался внутри корабля – остался ждать и был готов принимать меры, какая бы нештатная ситуация ни произошла? Он был единственным, на кого Леонов мог рассчитывать, кому мог доверить свою судьбу, случись что-то катастрофическое.

Разные ситуации прорабатывались перед полётом: нашлись психологи, которые советовали Королёву сказать Беляеву перед стартом, чтобы, в случае чего, отстёгивал Леонова и возвращался на Землю один. Однажды даже у самого Леонова в интервью спросили, правда ли это. Тот только посмеялся:

«Враньё, никогда бы в жизни Паша на это не пошёл! Мы с ним предвидели всякие ситуации и даже проводили тренировки: если я потеряю сознание, то он разгерметизирует весь корабль, выйдет наружу и вернётся в него вместе со мной. Я был на 100% в нём уверен. И такая вера — великое дело. Именно потому я не думал ни о каких „вдруг“ или „если“, а просто делал то, что было положено. Паша был удивительный, надёжный парень, и отношения у нас были замечательные».

В отличие от импульсивного Леонова, Беляев был спокойным и немногословным человеком, но, по воспоминаниям летчиков-космонавтов из того самого первого отряда, он был фантастически надёжным. За плечами у Павла Ивановича был опыт фронтового лётчика: он участвовал в боевых действиях против японских милитаристов в августе и сентябре 1945 года в составе 38-го гвардейского истребительного авиаполка 12-й штурмовой авиадивизии Тихоокеанского флота.

На грани

Как мы знаем из многочисленных интервью, публикаций, из вышедшего недавно фильма «Время первых», ситуаций на грани выживания было несколько.

Алексей Леонов покинул корабль, и именно голос Павла Беляева оповестил человечество: «Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!»

Вот только через те самые 12 минут 9 секунд вернуться в корабль оказалось задачкой не из лёгких: скафандр раздулся из-за давления, Леонов просто не мог протиснуться назад, и пришлось сбрасывать давление в скафандре до минимального уровня, что было крайне рискованно для жизни. Подробности этой ситуации описаны самим Леоновым в его докладе, полный текст которого только недавно опубликовал Российский государственный архив научно-технической документации.

Космонавт Леонов А.А. в открытом космосе во время полета КК «Восход-2». 18 марта 1965 г., кадр из к/ф «В скафандре над планетой». Фото: roscosmos.ru

И когда Леонов, наконец, оказался в корабле, случилась следующая нештатная ситуация, с которой пришлось справляться уже Беляеву. В «Восходе-2» начало расти содержание кислорода, и это было плохо вдвойне: от любой искры корабль мог взорваться, да и для посадки запаса кислорода могло не хватить. В течение семи часов корабль напоминал пороховую бочку, а после в корабле поднялось давление, крышка люка, которая после выхода Леонова захлопнулась не до конца, закрылась и техника перестала нагнетать кислород, чтобы восстановить потери воздуха.

Но случилась другая нештатная ситуация: отказала автоматическая система солнечного ориентирования корабля. И перед командиром корабля встала новая задача: включить ручное управление, самостоятельно ориентировать судно и включать тормозную двигательную установку. И тогда впервые в мире Павел Беляев на ручном управлении спустил корабль с орбиты и выполнил приземление. До этого момента посадкой космического корабля управляли автоматизированные системы. Определить положение корабля было сложно, сидя в креслах, поэтому Беляев отстегнулся, и Леонов удерживал его у иллюминатора, пока командир выстраивал ориентацию корабля. Нужно ведь было не просто приземлиться, а приземлиться именно на территории СССР, а не в какой-нибудь недружественной стране.

«ВН»

А в Москве, не получая от космонавтов вестей, уже были готовы к самому худшему. Гай Северин, руководитель и генеральный конструктор НПП «Звезда», рассказывал:

«От них не было вестей. Честно говоря, мы считали, что экипаж погиб. Когда пришло сообщение, что они сели в тайге, живы и здоровы, Сергей Павлович заплакал».

Это случилось после того, как космонавтам удалось азбукой Морзе передать сигнал «ВН» — все нормально, и сигнал этот засекли случайно на Сахалине. «Восход-2» приземлился в 30 км от города Березники Пермской области 19 марта в 12 часов 2 минуты 17 секунд.

И снова нештатная ситуация: глухая тайга, температура -25, определить координаты местонахождения невозможно. Проблема усугублялась тем, что скафандры были влажными, их пришлось снять, бельё на космонавтах тоже промокло – пришлось выжимать. В итоге единственным спасением было – обмотаться экранно-вакуумной теплоизоляцией обшивки кабины, состоявшей из девяти слоёв алюминизированной фольги.

Член экипажа KK «Восход-2» космонавт Леонов А.А. на месте посадки спускаемого аппарата. Пермская область. Фото: roscosmos.ru

Охотник, обнаруживший их в лесу, передал в Москву примерное местонахождение, но точные координаты он не мог сообщить, и район начали прочёсывать вертолёты из Свердловска. Спустя сутки космонавтов нашли, и, по интересному совпадению, руководил эвакуацией экипажа испытатель по фамилии Беляев.

Уже 23 марта 1965 года Павлу Беляеву и Алексею Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза. Они, действительно, были первыми, и они, действительно, были героями. Они доказали всеми миру возможность работы человека в открытом космосе и дали старт созданию орбитальных станций, проведению ремонтных работ на спутниках, подготовке к пилотируемым экспедициям на Луну.

И роль Павла Беляева в успехе этой миссии переоценить невозможно: как командир, он руководил сложнейшими этапами полёта, включая ручную ориентацию корабля и поддержку напарника в критических ситуациях. Без его профессионализма и самообладания невозможно было бы завершить этот полёт так, как он завершился — благополучно.

К сожалению, Павел Иванович Беляев ушёл из жизни всего через 5 лет после своего знаменитого полёта — 10 января 1970 года в Москве в возрасте всего 44 лет. Но успел вписать свое имя в историю космонавтики золотыми буквами. Его имя достойно стать символом мужества, профессионализма и ответственности. Ведь Павел Беляев и его второй пилот Алексей Леонов своей смелостью и решимостью сделали возможным то, что казалось невозможным.

Об этом событии снят фильм «Время первых», который вышел на экраны в 2017 году. Конечно, это не документальное кино, а скорее научная фантастика, в основе сюжета которой лежит история полёта Леонова и Беляева. Говорят, что Алексей Леонов выступил главным консультантом фильма и ему понравилось то, что в итоге получилось.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru