«День сурка» и еще 5 потрясающих фильмов о петле времени

2 февраля

Наверное, мы бы никогда и не узнали бы о Дне сурка, если бы не одноименный фильм 1991 года Гарольда Рамиса, который стал невероятно популярным и успешным, завоевал немало наград и вошел в число самых популярных фильмов за всю историю кинематографа.

2 февраля — День сурка 

Безусловно, среди слагаемых успеха фильма – и великолепная игра Билла Мюррея и Энди Макдауэлл, и прекрасный саундтрек, но больше всего зрителя захватил, конечно, оригинальный сюжет фильма, построенный на концепции временной петли. Если помните, главный герой метеоролог Фил Коннорс едет в город Панксатони на ежегодное празднование Дня сурка и попадает во временную петлю: тот самый День сурка повторяется в его жизни снова и снова, и чтобы вырваться из этой временной петли, ему нужно серьезно переосмыслить свою жизнь.

С момента выхода фильма выражение «День сурка» приобрело иной смысл: во многих языках мира это выражение используют как определение жизненной рутины, постоянно повторяющихся монотонных событий.

Кадр из фильма "День сурка"

Кадр из фильма «День сурка». Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, фильм «День сурка» — не единственный фильм, сюжет которого строится на художественном приеме временной петли. Есть еще немало примеров хорошего кино, где главный герой попадает в плен такого вот витка времени. Как правило, такие фильмы интересны и захватывающи: даже зная заранее, что в итоге герой выберется из временной петли по закону жанра, всегда интересно наблюдать, что ему придется для этого сделать.

Итак,

ТОП- 5 фильмов о временной петле

 «Грань будущего» (Edge of Tomorrow) 

Это фильм 2014 года канадско-американского производства, в основу которого лег сюжет культового ранобэ «Грань будущего» Хироси Сакурадзаки. Ранобэ – это вид японской литературы, которую отличает наличие иллюстраций в стиле аниме и манги и преимущественно фэнтезийный сюжет. Второе название ранобэ — «Всё, что тебе нужно, — это убивать».

По сюжету, в недалеком будущем на планету Земля напала инопланетная раса. Чтобы дать отпор пришельцам, армии многих государств объединяются, делая ставку на использование экзоскелетов – такой опыт уже был успешен во время битвы при Вердене. По имени главной героини той битвы Риты Вратаски, вернее, по ее прозвищу «Ангел Вердена» формируют новые войска – «Ангелы Вердена», но в первой же битве они уничтожаются противником. Погибает и главная вдохновительница сопротивления – Рита Вратаски. Но один из персонажей Уильям Кейдж, несмотря на то, что тоже должен был погибнуть в этом сражении, каким-то чудом просыпается на следующий день, и этот день повторяется снова и снова. И так будет продолжаться до тех пор, пока Кейдж не найдет возможность спасти Риту Вратаски.

В фильме снялись Том Круз и Эмили Блант, режиссер проекта — Даг Лайман, тот самый, что снял «Идентификацию Борна» и «Игры без правил».

Исходный код (Source Code)

Это американский фильм 2011 года, который снял режиссер Данкан Джонс, известный по проектам «Варкрафт», «Немой» и «Луна 2112».

По сюжету, во временную петлю попадает военный по имени Коултер Стивенс. Однажды он неожиданно приходит в себя и понимает, что едет в поезде в Чикаго, совершенно не припоминая, как здесь оказался, но находится при этом в теле другого человека. Он знакомится со своей попутчицей Кристиной, и сразу же после знакомства поезд взрывается. Чуть позже выясняется, что Коултер находится внутри «Исходного кода»: с помощью этой программы он может вселяться в тело человека в последние восемь минут его жизни. Поскольку взрыв поезда, идущего в Чикаго, — это жуткий теракт, убивший множество людей, Коултер получает задание вселиться в тело некоего Шона Фентресса и, используя последние восемь минут его жизни, попытаться спасти поезд – найти бомбу и узнать, кто ее создал. Если он этого не сделает, то произойдет еще один взрыв, который уничтожит миллионы людей.

В главных ролях в фильме снялись Джейк Джилленхол, Мишель Монахэн, Вера Фармига.

Беги, Лола, беги (Lola rennt)

Культовый фильм производства ФРГ, снятый Томом Тыквером, подарившим миру «Облачный атлас» и «Парфюмер. История одного убийцы».

По сюжету, незадачливый парень девушки Лолы забывает в метро сумку, в которой — 100 тысяч марок и которую он должен был доставить своему боссу. Он жалуется Лоле, что умрет, если в течение сорока минут не достанет нужную сумму, и Лола проживает снова и снова один и тот же временной отрезок, пытаясь достать деньги и спасти своего парня Манни.

У фильма не только захватывающий сюжет, но и мощный философский подтекст: авторы фильма жонглируют не только вариантами одного и того же события в настоящем, но и вариантами будущего, которое зависит от поступков героев, даже самых эпизодических. Недаром этот проект получил так много наград и номинаций. А еще он сделал звездой исполнительницу главной роли Франку Потенте, которая после выхода фильма снялась в таких проектах, как «Идентификация Борна» и «Превосходство Борна».

Жизни матрешки (Russian Doll)

Этот американский комедийно-драматический сериал 2019 года от Netflix рассказывает о том, как во временной петле оказывается девушка по имени Надя. Смерть главной героини глупа и нелепа: ее сбивает автомобиль в разгар вечеринки в честь дня ее рождения. Однако, судьба подкидывает ей возможность снова и снова прожить эти моменты, чтобы понять, почему Надя оказалась во временной петле. Возможно, найдя причину, она сумеет спастись.

Автор проекта – знаменитая Эми Полер, исполнительница роли «Элеонор» в серии комедий про Элвина и бурундуков, которая также является очень успешным американским телережиссером и обладательницей наград «Золотой глобус» и «Эмми». В главной роли снялись Наташа Лионн и Чарли Барнетт.

Петля времени (Looper)

Один из самых захватывающих фильмов про петлю времени – американско-китайский проект 2012 года, в котором снялись Брюс Уиллис, Джозеф Гордон-Левитт и Эмили Блант.

По сюжету, в 21 веке человечество наконец нашло способ путешествовать во времени. Естественно, люди с достатком нашли способ решать свои проблемы с помощью такой удобной новинки: они просто отправляют в прошлое людей, которые им неугодны, а там, в прошлом, специальные киллеры, которых называют «луперами», уничтожают этого человека и стирают в истории все его следы. Правда, по условиям контракта, лупер должен уничтожить и себя самого в прошлом, замкнув таким способом временную петлю. Для большинства луперов убить себя в преклонном возрасте, присланного из будущего, — не проблема. Но главный герой фильма Джо внезапно отпускает себя, и в итоге вынужден скрываться. Однако, чтобы найти свое место между прошлым и будущим и выжить, ему придется снова вернуться к своему ремеслу.

Режиссер этого захватывающего фильма — Райан Джонсон, он известен проектом «Звёздные войны: Последние джедаи» и серией «Достать ножи».

Конечно, это далеко не весь список фильмов, в сюжетах которых присутствует такой интересный прием, как временная петля. Если вам интересен этот жанр фантастики, обратите внимание на такие фильмы:

  • мистический триллер Кристофера Смита 2009 года «Треугольник» с Лиамом Хемсвортом и Мелиссой Джордж;
  • приключенческий боевик Луи Монро 1997 года «Провал во времени» с Кайли Трэвис и Джеймсом Белуши;
  • испанский фантастический триллер Начо Вигалондо 2007 года «Временная петля» про человека, попавшего во временную петлю и пытающегося предотвратить убийство;
  • американские комедийные фильмы ужасов 2017 и 2019 годов Кристофера Бо Лэндона «Счастливого дня смерти» с Джессикой Рот;
  • фантастический триллер Тонни Эллиотта 2016 года «Арка» про замкнутых в петле времени ученых, пытающихся сохранить источник энергии, но погибающих всякий раз от рук повстанцев;
  • фантастическую драму 2017 года «Матрица времени» от режиссера Ри Руссо-Янга, в основе которой лежит роман знаменитой писательницы Лорен Оливер «Прежде чем я упаду», автора нашумевшего молодежного романа «Делириум».

Подобных фильмов очень много, и среди них попадаются и откровенные подражания тому же «Дню сурка», и очень оригинальные работы, а еще те, где временная петля – это всего лишь деталь сюжета. Но неизменно сюжеты с временной петлей пользуются большой популярностью у режиссеров, сценаристов, а также у, собственно, зрителей. Наверное, причина тому – извечное желание человека обуздать время, остановить его лучшие мгновения или вернуть те моменты прошлого, в которых человек хотел бы что-то изменить.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru