А впереди вся жизнь

15 февраля

Ай да Катя, ай да интриганка, сваха – любительница. А ведь она отказывалась, не хотела идти, только схоронила маму, даже сорока дней не прошло, разве время сейчас для знакомств?

Галина тщательно стирала пыль с многочисленных маминых статуэток, шкатулочек, пузырьков с духами, книг. Подолгу держала каждую вещь в руках, стараясь почувствовать близость матери. Но воспоминания, оживающие в ее голове, отражали лишь последние годы, когда маму не интересовали ни летящие балерины, ни любимые ароматы.

В трудные годы, когда Галя все чаще хотела сбежать из душной, пропахшей болезнью квартиры, она старалась подарить себе хотя бы несколько часов неспешной прогулки по парку.

Фото: maxoidos, depositphotos.com

Память была ее спасением.

Ночами, прислушиваясь к звукам, раздающимся из соседней комнаты, она часто представляла, как гуляет по набережной. Она видела набережную в мельчайших деталях – все эти витые лавочки и стилизованные под старину фонари, красные головки летних кафе, в одном из которых она и сидит в струящемся шелковом платье. Ощущала манящие ванильно-шоколадные нотки сливочного мороженого в изящной креманке.  Но чаще всего она «пересматривала» любимые спектакли, которые видела еще до болезни матери. Старалась вспомнить зрительный зал: партер, балконы, ложи,  оркестровую яму, роскошную люстру, тающую от силы предвкушения. Медленно открывающийся бархатный занавес, под первые звуки чарующей музыки и волшебство, рождающееся на сцене.

Мама, я не пошла бы на комедию, но эта пьеса Островского «Гроза» в БДТ им. Товстоногова.  Ты же знаешь, как я люблю этот театр, - говорила женщина портрету матери в траурной рамке, — в БДТ поставили «Грозу» впервые. И сразу множество премий: «Золотая маска», «Театрал», «Золотой Софит». Режиссер Андрей Могучий создал потрясающую мистерию, я никогда не видела ничего подобного. Знаешь, там Катерина в алом платье, а все остальные герои в черном, «луч света»…

Галина разговаривала с матерью по привычке.

Ей казалось, пока говорит — она не одинока в этой гулкой квартире с завешанными зеркалами. Женщина чувствовала, что вина за случайное знакомство потихоньку уходит. Решившись, она произнесла:

— А знаешь, мама, мне кажется Катя права. Мне уже сорок три года, у меня нет своей семьи, нет мужа, детей, — она со страхом посмотрела на портрет. – Конечно, когда мы были вдвоем, одиночество не ощущалось так остро, теперь все по-другому. Не осуждай меня, мама, Федор – хороший человек, родственник Катиного мужа. Стеснительный, — улыбнулась Галя.

Перешла к книжному шкафу, доставала любимые томики, листала зачитанные страницы, что-то читала, но смысл ускользал.

К вечеру квартира блестела, не стыдно перед теми, кто придет поминать. Катя приехала поздно.

— Витька заболел, пришлось в аптеку заскочить.

— Ой, Катюш, тогда не надо, у тебя муж болеет. Сама справлюсь, что я борщ с кашей не сварю?

— Ох, наивная ты Галька, - рассмеялась подруга, — сразу видно, опыта у тебя мало. Мужики болеть любят, температура тридцать семь для них повод не вставать с постели и оглашать квартиру стонами.

И Федор такой?

— И Федор. Как он тебе? Он очень хороший – добрый, отзывчивый, немного стеснительный, не богатый, но на жизнь заработать может. И ты ему понравилась.

Галина зарделась.

Ох, Галька, как девчонка совсем.

— Катя, мне кажется, рано для знакомств, полгода прошло бы…

— Рано? Да спустись на землю уже! Тебе сорок три! Ты всю жизнь с мамой, сначала потому, что не умела противостоять ей, а после, куда уже деваться после? Ты три года не ходишь даже на работу, как ты жить-то будешь без пенсии мамы? На что? И потом, вот честно, Галь, Федька в женихах долго не проходит, тебе просто повезло, что развелся недавно. Ты посмотри, не женщины вокруг – акулы. А вы – замечательная пара.

— Ну не знаю…

— Зато я знаю. Пока смотрели спектакль, у меня из головы не шел один образ. В спектакле — Катерина в алом на черном фоне, а в твоей жизни – все вокруг в цвете, одна ты в черном.  

После поминок Галине позвонил Федор.

Галина, я хочу пригласить вас в театр, в БДТ.

— Как называется спектакль?

— «Жизнь впереди»...

БДТ им.Товстоногова, Санкт-Петербург. Фотоисточник

15 февраля 1919 года был основан
Большой Драматический Театр
(сегодня – БДТ имени Товстоногова)

 

Елена Гвозденко
Елена ГвозденкоСпециально для Журнала Calend.ru