Цискаризмы: о чем пишет в соцсетях Николай Цискаридзе

31 декабря

Николай Цискаридзе очень активен в интернете. Человек, которого за глаза называют «демоном театра» не только из-за его ролей, но и из-за принципиального жесткого характера, оказывается, — довольно открытая миру личность. У его аккаунтов в соцсетях много подписчиков: за короткий срок пребывания онлайн Николай Цискаридзе сумел не только сосредоточить на себе внимание самых разных возрастных слоев пользователей соцсетей, но и стать законодателем моды. Николай Цискаридзе придумал особую рубрику, которую назвал при дружном одобрении фолловеров «Цискаризмами».

Цискаридзе

Николай Цискаридзе. Фото: commons.wikimedia.org

Рубрика очень познавательная: Николай Максимович не просто приводит яркие цитаты – свои и умных и остроумных выдающихся людей прошлого или современности, но и рассказывает интересные истории, которые стоят за таким высказыванием. Вот наиболее интересные из таких «цискаризмов»:

Цискаризм первый

У школьного учителя Николая Цискаридзе была любимая присказка: «Не то чудо из чудес, как мужик на небо влез. А то чудо из чудес, как мужик оттуда слез». Это выражение очень помогало Николаю на протяжении всей его карьеры в балете, поэтому, наверное, так запомнилось. И часто Николай Максимович приводил это высказывание своим ученикам, ну а чтобы суть присказки была более доступна каждому и понятна, он это изречение переформулировал, и получился «цискаризм»:

«Прыгнуть может каждый дурак, а приземлиться – единицы»

Всем известно, что в балете приземление артиста говорит о его профессионализме: оно должно быть бесшумным, мягким, точным. Но полезно будет помнить такой «цискаризм» не только тем, кто работает в балете, поэтому очень здорово, что этот «цискаризм» обрел популярность.

«Наверное, потому, что такие примеры в реальной жизни мы часто встречаем. Многие стараются забраться повыше, но после любого взлета нужно уметь мягко приземлиться. Как минимум, для следующего прыжка наверх!» – пишет Николай Цискаридзе.

Цискаризм второй

Один из последних «цискаризмов» Николай Максимович позаимствовал у Леонида Филатова, тоже родившегося в декабре, как и сам Цискаридзе. Это фраза

«Не надо мышиную возню выдавать за гибель Помпеи»

Эта фраза звучала в фильме «Сукины дети» — единственной режиссерской работе Леонида Филатова. Тот фильм был снят по мотивам событий, происходивших в девяностых в Театре на Таганке, когда Юрий Любимов за антипартийные высказывания был отстранен от работы и уехал из Советского Союза. Николай Цискаридзе считает, что эта фраза Филатова очень точно отражает ситуацию в Большом театре сегодня.

Цискаризм третий

За время своей работы в Большом театре Николай Цискаридзе повидал немало неоправданных амбиций, обид, разочарований и похвальбы несуществующими успехами. Поэтому уж кто-кто, а Цискаридзе знает наверняка, насколько может артист соответствовать/не соответствовать регалиям и званиям. Из этих размышлений родился такой «цискаризм»:

«Величие заключается не в титуле и должности, а в соответствии с ними»

Николай Максимович видел немало артистов, которые гонялись за званиями и регалиями, но какой смысл называться «народным артистом», если о тебе не знают даже соседи по подъезду? Цискаридзе уверен, что в профессии артиста очень важно не обманывать себя и знать, когда уйти, чтобы это произошло вовремя и красиво.

Цискаризм четвертый

Именно поэтому в постах Николая Цискаридзе так часто можно встретить цитаты действительно легендарных людей – не просто представителей творческих профессий, но именно мыслителей по складу своего ума, по своему мировоззрению. Таким, безусловно, был Лев Дуров, которого называли «трагическим клоуном» за его умение заметить грустное в смешном и поделиться со зрителями таким умением. Цитаты актера сложились в несколько «цискаризмов», но профессию артиста больше всего характеризует эта:

«Героев рождает время и только время!»

Поскольку Лев Дуров был потрясающе творчески плодовит, на его счету более трех сотен ролей в кино, вся его жизнь была связана с работой. Николая Цискаридзе восхищает самокритичность актера, его уверенность в том, что более жесткого критика, чем он сам к себе, не будет: «Я не боюсь, что меня обругают. Потому что я сам знаю, как сыграл».

Цискаризм пятый

Много размышляет Цискаридзе как о самой профессии артиста, так и о том, как проявляют себя люди в этой профессии, какими путями делают себе карьеру. Он с грустью повторяет фразу, которую впервые сказал довольно давно:

«Скорость стука быстрее скорости звука»

И говорит о том, что не столько противны те люди, которые стучат и доносят на своих коллег, нет смысла уделять внимание этим жалким и ничтожным существам, как противны люди, которые провоцируют и заставляют доносить о себе. Цискаридзе называет таких людей ущербными, подразумевая, что «цискаризм» и все эти размышления о его сути актуальны не только для настроений в профессиональном театральном коллективе, но и в целом для общества. Но уверен в том, что исправить ситуацию можно, если каждый начнет с самого себя, и приводит знаменитую цитату Сергея Довлатова:

«Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?»

Конечно, «цискаризмы» Николая Цискаридзе – это уже явление, и не каждой цитате или чьей-то мысли суждено стать «цискаризмом», хотя по хэштегу #народныйцискаризм уже опубликовано немало мудростей, которыми читатели Николая Максимовича захотели поделиться с ним и со всем миром.

Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе. Фото: commons.wikimedia.org

Цискаридзе очень нравится такая популярность его придумки, но он напоминает:

«У каждого „цискаризма“ должна быть своя харизма»

Поясняя, что «тогда этой фразой очень многое можно будет сказать, утвердить, а в случае с хейтерами, — припечатать». Надеемся, эта идея получит еще более широкое распространение.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru