Почему Герасим утопил Муму?

25 октября

Фото: pixabay.com

Ираиду Николаевну в школе знали все, не было переменки, чтобы к ней не сбегались ученики от мала до велика. Она работала школьным библиотекарем.

— Ираида Николаевна, мне рабочую тетрадь.

— А я потерял учебник географии.

— А мне «Политику» Аристотеля, есть?

— До Аристотеля добрался, Иван? Есть, советую еще его «Риторику» прочесть, в жизни пригодится.

— В следующий раз, Ираида Николаевна.

Иногда казалось, что она знает всех учеников школы, знает тех, кто любит читать и тех, кого очень трудно заинтересовать книжкой. В перерыве между сменами особенно многолюдно: утренние ученики спешат выполнить задание, дневные забегают в надежде хоть что-то прочесть перед уроками. Ираида Николаевна с сожалением замечает, что брать книги вне школьных заданий стали меньше, разве ребята из литературного и театрального кружка интересуются чуть больше.

Идея этих кружков пришла к ней несколько лет назад, когда все массово заговорили о том, что дети перестали читать, мол, информационное общество перед ними такого запроса не делает. Поговорили, выплеснули эмоции и успокоились, что спорить с цивилизацией, раз игры детям приятнее – пусть играют. Тогда библиотекарша и стала искать способы заинтересовать детей. Посетила методическое объединение филологов, поговорила с педагогами, администрацией школы, и решили они организовать литературный кружок, но не простой, а с мастер-классами написания прозы и стихов, встречами с литераторами и массой других интересных мероприятий.

Заканчивается первая смена, после нее всегда остаются добровольные помощники, дети, которым нравится книжный дух. Она часто расспрашивает их о современной литературе, о новинках, которые читают. Из этих разговоров она узнала о новом жанре литРПГ — литературе по компьютерным сюжетам. Увлеклась комиксами, прочла их историю и эволюцию, они больше не казались ей веселыми картинками, это отдельный, серьезный жанр. Разумеется, это никак не претендовало на роль классики в ее сердце, но расширяло представление о новом мире, в котором приходится жить.

Для современных детей классические произведения — что-то из области архаики, часто приходится читать со словарем. И при всей любви к русским писателям, Ираида Николаевна понимала, что многие произведения способны вызвать только раздражение, особенно, когда их изучают поверхностно. Если откровенно, каждый ли взрослый, сформировавшийся человек поймет «подвиг» Герасима, утопившего единственное любимое существо ради обещания барыне? Ведь после этого он взбунтовался, пренебрег своими обязанностями и ушел, так почему не взял несчастную собачонку с собой? Стоила ли барыня такой муки? Она и сама не понимает, а как это объяснить детям?

Решение подсказали сами подростки, предложили сыграть в квест с путешествием в прошлое, в усадьбу барыни к литературным героям. Библиотекарше идея понравилась, старшеклассники помогли написать сюжет, родители обеспечили декорации, премьера состоялась в мае. Игра имела успех, на нее записывались на месяцы вперед.

Ираида Николаевна перебирала потрепанные корешки на полке, где стояли книги Антона Павловича Чехова. А что если сделать современную интерпретацию его рассказов? Каким, скажем, был бы Беликов или землемер Глеб Гаврилович?

От размышлений отвлекли детские голоса, Ираида Николаевна не заметила, как закончился урок.


Календарный повод для статьи — каждый четвертый понедельник октября отмечается Международный день школьных библиотек

Постер дня

Елена Гвозденко
Елена ГвозденкоСпециально для Журнала Calend.ru