16 декабря 1915 года родился композитор Георгий Свиридов

«Зимняя музыка» Георгия Свиридова: мелодии, которые дарят новогоднее настроение

16 декабря

Мало кто знает, что первой страстью композитора Георгия Свиридова была вовсе не музыка – с ранних лет он был влюблен в литературу, очень хорошо ее знал, много читал. Возможно, именно поэтому многие самые знаковые его музыкальные произведения посвящены великим мастерам русского слова и их произведениям.

А еще Свиридов очень любил зиму. Он считал, что зима – это «время, когда Россия особенно ярко выражает своё естество». И произведения Свиридова о зиме наполнены какой-то особой трогательной любовью автора к бескрайним и величественным северным зимам. Слушая «зимнюю» музыку Свиридова, можно напитаться настоящим новогодним настроением – тем самым, из детства, когда Новый год не ассоциировался с мелодиями типа Jingle Bells, когда зимние вечера были наполнены мелодиями «Щелкунчика», «Метели» и других великих произведений русских классиков.

Памятник Георгию Свиридову в Курске

Памятник Георгию Свиридову в Курске. Фото: Клеткин Максим Евгеньевич, общественное достояние

«Метель» – истинно русская музыка

Одним из самых известных «зимних» произведений Георгия Свиридова, конечно, называют музыку к фильму «Метель». Недаром свиридовскую «Метель» называют жемчужиной русской классики. В ней сочетаются удивительные по красоте романсовые интонации, которые были широко используемы в начале 19 века, нежные напевы, перезвон бубенчиков. Истинно русская музыка – так говорят о ней.

С предложением о сотрудничестве к Свиридову обратился режиссер Владимир Басов, приступая к работе над фильмом «Метель». Георгию Васильевичу это предложение очень понравилось: во-первых, он трепетно любил Пушкина, а во-вторых, именно в этой истории, где сама природа вмешивается в судьбу людей и является одним из главных персонажей, было, где разгуляться композитору – ему выпадала счастливая возможность создать собственный музыкальный образ пушкинской провинциальной России 19 века в ее самый красивый период, зимой. Но строго следовать литературному источнику Свиридов не стал: ему захотелось с помощью своей музыки сделать историю чуть менее ироничной, придав ей больше романтики, сентиментальности.

Мировую популярность «Метель» Свиридова получила после того, как сюиту исполнил симфонический оркестр под управлением Федосеева.

Безусловно, самой известной частью сюиты является «Вальс», в котором столько красивого, нежного, снежного, что кажется, будто пропитываешься этими звуками, а вместе с ними – особым, зимним, новогодним настроением.

Детская школа искусств имени Г.В.Свиридова: Парковая улица, 6, Балашиха, Московская область

Детская школа искусств имени Г. В.Свиридова, Балашиха, Московская область. Фото: AlixSaz. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0

«6 романсов на стихи Пушкина» — в унисон с Пушкиным

Свиридов любил зиму разную, со всеми ее настроениями, с метелями и бескрайними белоснежными просторами, с бурями и вьюгами. Он умел увидеть все ее стороны и все эти стороны воспеть, и в этом он был удивительно созвучен с А.С.Пушкиным. Поэтому в цикле «6 романсов на стихи Пушкина» Свиридова посвятил зиме сразу два романса – «Зимний вечер» и «Зимняя дорога».

Георгий Свиридов был совсем молод, когда приступил к работе над романсами, он тогда еще учился и жил в общежитии, в огромной комнате на полтора десятка человек. Приходилось подрабатывать по вечерам в местной пивнушке, потому что прожить на крошечную стипендию было невозможно. В какой-то момент пришлось даже прервать работу над романсами по причине тяжелой болезни и уехать из сырого Ленинграда в Курск, к маме, и только к концу года работа над романсами была завершена. И для девятнадцатилетнего композитора это было очень крупным достижением.

«Снег идет» — «маленький триптих»

Кантата, написанная на стихи Бориса Пастернака, — еще одно потрясающее по своей выразительности «зимнее» произведение Свиридова. Ее называют «маленьким триптихом», и в этом произведении композитору удалось небольшими мазками создать очень яркую, содержательную картину.

Известно, что Георгий Свиридов очень щепетильно подходил к отбору литературных произведений, на основе которых создавал свою музыку. Творчество Бориса Пастернака занимало особое место в его душе, хотя произведения этого мастера не пользовались большой популярностью у композиторов. По сути, Свиридов стал первым композитором, создавшим музыку на стихи поэта.

Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ

Свиридов же уже с юности пробовал работать над музыкой к произведениям Пастернака, однако, его первые опыты не очень удовлетворили самого молодого композитора. Он вернулся к ним спустя годы, даже десятилетия, и уже с высоты приобретённого опыта и наработанного мастерства сумел создать настоящий шедевр. На создание кантаты Свиридова вдохновили стихотворения «Снег идёт», «Душа» и «Ночь», которых объединяет одна очень тонкая и философская мысль – каждый миг человеческой жизни можно прожить лишь раз, но мы, к сожалению, совершенно не ценим время, не понимаем, насколько оно быстротечно. Интересно то, что на момент создания музыки стихотворение «Душа» не было издано в Советском Союзе, так что композитор нашел его в одном зарубежном источнике. А стихотворение «Снег идёт» было написано поэтом в тяжелые времена, когда «клеветническим» называли его роман «Доктора Живаго», изданный за границей. Пастернак много писал тогда о зиме.

«Поэма памяти Сергея Есенина» — «Поет зима, аукает»

И еще одно произведение композитора, в котором он рассматривает зиму и рассказывает нам об этом удивительном времени года, — это «Поёт зима, аукает» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Конечно же, это произведение не просто о зиме, а о зиме русской, как и вся «Поэма» посвящена России, Руси и рассказывает о ней.

«Поет зима, аукает» — это о метели, о вьюге, о той самой, которой посвящено немало произведений русских классиков – и музыкантов, и поэтов, писателей, и художников.

Премьера «Поэмы» состоялась в Москве в зале имени Чайковского в 1956 году. Композитор, выступая по радио, сказал:

«В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки». 

Все эти «зимние» произведения Свиридова – очень разные, в их основе лежат очень разные произведения русских классиков. Но в них есть удивительное, буквально осязаемое «зимнее» настроение, которого обычно так не хватает в суете трудовых будней.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru