1 апреля 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь

«Вий» — уникальная экранизация произведения Н. Гоголя: кто снимал, как снимали и что получилось в итоге

1 апреля

Николай Васильевич Гоголь был личностью удивительной, даже загадочной. Настолько, что до сих пор существует немало легенд и мифов, связанных с его жизнью. Возможно, именно поэтому Гоголь входит в число писателей, которые и сами по себе представляют интерес для экранизаций, а не только их произведения.


Н.В.Гоголь, портрет работы Ф.Моллера (1841 г), общественное достояние

Творчество Николая Гоголя оказало большое влияние на культуру. По его произведениям снимали и продолжают снимать фильмы, создавали театральные постановки и музыкальные произведения. Предлагаем сегодня вспомнить одну из самых интересных экранизаций Гоголя, которую, безусловно, стоит посмотреть не только поклонникам его писательского мастерства, но и тем, кто только знакомится с творчеством великого русского писателя.

«Вий» — художественный фильм 1967 года

Наверное, этот фильм самым первым приходит на память, когда задумываешься о самых значимых экранизациях гоголевских произведений. Это неслучайно, ведь фильм в 1968 году посмотрело почти 33 миллиона зрителей, сделав его одним из лидеров советского проката.

Даже те, кто не смотрел фильм, наверняка знают экранную пару Наталья ВарлейЛеонид Куравлев. Недаром фильм называли «первым советским хоррором» – получилось реально очень страшно даже по меркам современного, избалованного ассортиментом качественных ужастиков, зрителя.


Кадр из фильма «Вий» (1967)

Кто снимал?

Изначально фильм планировал снять знаменитый режиссер и на тот момент директор Мосфильма Иван Пырьев, тот самый, который снимал «Кубанские казаки» и «Сказание о земле Сибирской». Трудно предположить, каким бы получился фильм, снятый этим режиссером, но из-за нехватки времени он поручил заняться съемками своим ученикам – Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Ершов позже будет работать над фильмом «Степанова памятка» по произведениям П.Бажова, а Кропачев найдет себя после в роли художника-постановщика и художника-декоратора (его работу мы можем увидеть, к примеру, в сказке «Три толстяка»).

Идея родилась неслучайно: в 1960 году в Италии сняли «Маску Сатаны», использовав в сценарии сюжет «Вия». И на Мосфильме задумались о том, что раз уж мировой кинематограф не обходит вниманием эту историю, то почему бы и нам самим не замахнуться.

Кто летал в гробу?


Кадр из фильма «Вий» (1967)

Интересен был процесс подбора актрисы на роль Панночки: пробы проходили и Жанна Болотова (Надежда Андреевна в фильме «Из жизни отдыхающих»), и Светлана Коркошко (Виктория Анатольевна в фильме «Странная женщина»), и Ёла Санько (Ванда из «Кабачка 13 стульев»), и Ада Роговцева, а также Александра Завьялова, которая в итоге и была утверждена на роль. Однако вскоре ее с роли сняли, и вот о причинах такого решения ходили споры в свое время. Одни говорили, что Иван Пырьев остался недоволен этой кандидатурой, другие – что жених Александры Завьяловой Резо Эсадзе запретил ей сниматься в фильме. Сам Эсадзе в этот же примерно период приступил к съемкам собственного фильма по повести Веры Пановой «Саша», который назывался «Четыре страницы одной молодой жизни» и в котором также одну из главных ролей играла Завьялова. Так что, вероятнее всего, актриса просто сделала выбор в пользу фильма своего будущего мужа.

В любом случае, решение заменить актрису было неожиданным и проблематичным: уже часть материала была отснята, так что его надо было переснимать с другой актрисой. Дело осложнялось тем, что очереди из желающих сыграть роль ведьмы, мягко говоря, не было – актрисы, в большинстве своем, были суеверными, они попросту боялись сниматься в гробу. С самого начала работы над фильмом поползли слухи, что картина приносит несчастья, и с тех пор и до сегодняшнего дня существует несколько мифов о том, какие трагедии произошли с несколькими членами съемочной команды. По больше части, эти слухи безосновательны. Но фильм мистический, поэтому немного мистики всегда шло только на пользу ему.

И тогда утвердили на роль Наталью Варлей. Она была для фильма находкой: умница, красавица, спортсменка, выпускница циркового училища, наконец, совершенно несуеверная девушка, которую не просто не пугали съемки в гробу – она с хладнокровием, достойным восхищения, в перерывах между съемками читала, сидя в том же гробу, свои студенческие конспекты и учебники, поскольку в эти годы училась в Щукинском училище. Но выбор этой актрисы был удачен еще по одной причине: Наталья Варлей после вышедшей накануне «Кавказской пленницы» была просто жутко популярной. Конечно, это должно было сыграть на руку будущему фильму.

Что касается кастинга на роль Хомы Брута, то тут все пошло проще: сначала, правда, рассматривали кандидатуру Вячеслава Невинного, но после режиссеры и руководство Мосфильма пришли к единому мнению, что именно Леонид Куравлев подойдет для этой роли как никто другой. Тем более, что Куравлев к тому моменту был тоже невероятно знаменит: он сыграл в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень», удостоенном на Венецианском кинофестивале «Льва святого Марка».

На роль Вия пригласили артиста цирка, силового акробата Сергея Степанова. Были задействованы и другие цирковые артисты.

Где и как снимали?

Снимали материал для фильма в нескольких православных храмах: в селе Горохолин Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области в церкви Пресвятой Богородицы (к сожалению, эта деревянная церковь сгорела в 2006 году, и теперь на ее месте стоит Золотокупольная Успенская церковь из красного кирпича), в поселке Седнев Черниговской области в деревянной казацкой церкви святого Георгия, которая известна тем, что выстроена без единого гвоздя, а также в Чернигове в Елецком монастыре.

Но с самого начала все пошло не так: начальный материал отсняли, но руководству и конкретно Пырьеву он совершенно не понравился. Жанр ужасов для советского кино был явлением чуждым, но шестидесятые годы стали временем смелых экспериментов в кино. Кстати, будет неправильным считать, что фильм «Вий» 1967 года – это первая попытка в истории российского кино экранизации повести Гоголя. В 1909 году режиссер Василий Гончаров уже снимал немую короткометражку. По сути, именно эта попытка экранизации считалась бы первым российским фильмом ужасов, но, к сожалению, фильм не сохранился.

Иван Пырьев контролировал съемочный процесс на каждом этапе и вносил коррективы, если требовалось. И на первом же этапе все забраковал, поскольку отснятый материал оказался слишком реалистическим. Режиссеры были еще совсем юными и неопытными, этот фильм, по сути, должен был стать их дипломной работой. Пришлось привлекать к работе более опытных режиссеров-фантастов, поэтому пригласили Александра Птушко – советского кинорежиссёра, сценариста, режиссёра-мультипликатора, сказочника. Птушко снимал «Сказку о потерянном времени», «Сказку о царе Салтане», у него был потрясающий опыт. Александр Лукич многое поменял, изменил облик самого Вия, переснял ряд сцен. Птушко лично разработал костюм для Вия, сконструировал механику пальцев. Он, по сути, образ Панночки сделал таким впечатляющим, что Наталья Варлей неоднократно говорила о своей минимальной роли в создании образа – вся заслуга, по ее мнению, принадлежала Александру Птушко, который продумал образ, разработал грим, технику ее полетов, а также гениально выставил свет так, чтобы у зрителей при просмотре кровь леденела в жилах.

Справедливости ради надо сказать, что молодые режиссеры Кропачев и Ершов очень ответственно подошли к съемкам фильма: для изучения деталей они поехали на родину писателя и принялись собрать фольклор, снимали быт и пейзажи. Птушко возглавил процесс съемок, добавил в фильм сказочности и театральности, отказался от идеи снимать Панночку в церкви и перенес съемки в павильон.

Было разработано три гроба для разных съемок: один – для лежащей Панночки, другой – для полетов, а третий – для съемок без участия актрисы. Было также разработано много приспособлений для других актеров. Были придуманы трюки для появления нечисти, разработан макет стены, располагавшейся под углом, чтобы актеры-циркачи могли карабкаться по ней.

Птушко же придумал идею снимать кошек в виде чертей, и для этого животным надевали на головы рожки. Для этого пригласили принять участие в картине дрессировщика Тариэла Габидзшвили. Задействовали для съемок даже птиц, ворон, которых вылавливали, сначала прикормив, возле павильонов Мосфильма.

Над образами упырей много работала Сара Мокиль, которую пригласили в качестве художника фильма. Ей удалось создать много запоминающихся персонажей, но вот именно Вий, по мнению создателей фильма, получился не очень.

Что в итоге вышло?

Успех у фильма был впечатляющим. Картина еще не была закончена, а за рубежом уже крайне ею интересовались. Пресса в Америке писала, что СССР замахнулись на «хоррор», пятнадцать стран приобрели ее для проката.

До сих пор фильм «Вий» входит в число самых лучших картин-ужасов в истории кинематографа. Но с тех пор советское кино больше с такими темами и сюжетами особо не экспериментировало.

Ну и, конечно, со временем фильм оброс легендами-страшилками о том, какие мистические случаи сопровождали и сам фильм, и членов съемочной группы. Жители села Горохолин Лес, где проходила часть съемок, рассказывали, что жительница, которая сотрудничала со съемочной группой и рассказывала местные легенды, после этого сотрудничества заболела, ее увезли в неизвестном направлении, и больше она не возвращалась.

Во время съемок на площадке неоднократно происходили несчастные случаи. Однажды страховочный трос, держащий летающий гроб, отвязался, и Наталья Варлей, которая в этот момент находилась в гробу, упала с трехметровой высоты. К счастью, Куравлев успел ее поймать, иначе серьезных травм было не избежать.

А вот один мистический случай так и не могли объяснить даже сами создатели ленты. Популярность фильма была настолько огромной, что его планировали показывать не только в кинотеатрах, но и на пароходах. А когда однажды попробовали это сделать, разыгрался шторм, как только начался показ картины. Останавливали показ – шторм стихал. И так несколько раз. Скорее всего, это просто совпадение, но, согласитесь, совпадение впечатляющее.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru