17 февраля 1906 года родилась писательница Агния Барто

Три фильма по сценарию Агнии Барто. Посмотрите, вам понравится!

17 февраля

Честно сказать, Агния Барто – имя, настолько хорошо знакомое с самых ранних лет ее читателям, что если спросить: «А какая она, Агния Барто?», то сразу в памяти всплывает все самое теплое и светлое — такими обычно бывают приятные воспоминания из детства. Но если подумать, большинство из нас не так уж много знает об Агнии Львовне Барто кроме того, что она была невероятно талантливой детской поэтессой.

Знаете ли вы, что Агния Львовна Барто, поэтесса, чьи стихи мы в детстве, кажется, самыми первыми научились читать наизусть, была еще и киносценаристом, и радиоведущей? На советской радиостанции «Маяк» Агния Львовна еще в 1964 году начала вести программу «Найти человека» — ее телевизионный вариант спустя много лет снискал у телезрителей огромную популярность. Конечно же, как и все, что делала Агния Барто, передача эта была создана для детей. С помощью этой программы детям, которые в годы Великой Отечественной войны потерялись, удавалось найти свои семьи. Почти тысяча семей благодаря программе воссоединилась со своими детьми. На основе этой радиопередачи позже была написана книга в прозе с таким же названием.

Но сегодня хочется рассказать о фильмах, автором сценариев к которым стала Агния Барто. Как и все, что она писала, истории в этих фильмах получились интересными и добрыми, а сами фильмы – прекрасными и очень поучительными. Возможно, современным детям будет интересно посмотреть на то, как жили их сверстники много лет назад, каким было их советское детство. А взрослым-то уж точно будет интересно посмотреть эти картины, зная, что над ними работала одна из самых замечательных детских поэтесс.

Кадр из фильма "Подкидыш"

Кадр из фильма «Подкидыш». Фото: общественное достояние

«Подкидыш» (1939)

Потрясающий фильм, который, наверное, посмотрел когда-то каждый, а многие с удовольствием пересматривают. Настоящей звездой этого фильма стала Фаина Раневская. Фильм сняла режиссер Татьяна Лукашевич, которая после сняла «Свадьбу с приданым» и «Заре навстречу». А вот над сценарием к этому фильму работали вместе Агния Барто и Рина Зеленая.

Для талантливых дам это была проба пера в кинематографической драматургии, но «Мосфильм» сразу же ухватился за сценарий. Было принято решение снимать фильм, и ни одной правки в первоначальный вариант сценария внесено не было.

А вот в ходе съемочного процесса появилось знаменитое «Муля, не нервируй меня!» — это замечание высказала Фаина Раневская Петру Репнину, своему партнеру по кадру, в паузе между дублями. Фраза настолько понравилась, что его решили добавить в фильм.

В сценарии не было и домработницы Ариши: Агния Барто, постоянно находившаяся на съемочной площадке и сотрудничавшая с режиссером, придумала этот образ, скопировав его с соседской домработницы вплоть до манеры речи. Роль была предложена самой Рине Зеленой.

Кстати, еще один интересный факт, связанный с этим фильмом: на момент, когда начинались съемки и подбирались кандидатуры актеров, Фаина Раневская имела с кинематографом очень натянутые отношения. Современники рассказывают, что после выхода в свет фильма «Пышка» Фаина Георгиевна была настолько недовольна полученным опытом киносъемок, что вместе с коллегой Ниной Сухотской поклялась на Воробьёвых горах, что сниматься больше не будет. Согласилась на роль в «Подкидыше» Раневская, как рассказывала Рина Зеленая, «исключительно из дружеских женских чувств» к сценаристам фильма и режиссеру.

Кадр из фильма "Слон и веревочка"

Кадр из фильма «Слон и веревочка». Фото: общественное достояние

«Слон и веревочка» (1945)

Замечательное, доброе детское кино о том, как девочка Лидочка учится прыгать через скакалку. И в этой картине тоже сыграла одну из ролей Фаина Раневская. Кроме того, фильм интересен тем, что в съемках принимали участие животные Юрия Дурова.

О том, как снимался этот фильм, рассказывала сама Фаина Раневская. Она была под впечатлением от своей юной коллеги по кадру Наташи Защипиной. Раневская снималась с ней дважды: в фильме «Слон и веревочка» и после – в картине «У них есть Родина».

«Я дважды снималась не с девочкой, а с живым чудом» — говорила Раневская, поясняя, что любой актер побаивается играть с детьми, поскольку они не играют, а по-настоящему живут в кадре и искренне верят в происходящее. Но Фаина Георгиевна подружилась с Наташей, разговаривала с ней как со взрослой, хотя ребенку было всего шесть лет.

«Кроха!» — рассказывала Раневская, — «Это сорок пятый год, только война кончилась. Она приходила ко мне в уборную и наблюдала, как меня гримируют.

— Тебе интересно играть в мою бабушку? — спрашивала.

— Интересно.

— А ты меня уже любишь? — снова спрашивала она, когда мне натягивали парик.

— Я тебя всегда люблю, — говорила я.

— Но теперь, когда ты уже моя бабушка, сильнее?»

Раневская советовала пересмотреть фильмы, в которых позже снималась Наташа Защипина – «Первоклассницу», например.

«И не в том дело, что не найдете фальши. Нет, тут что-то есть такое, что трудно обозначить словами. Что-то такое, когда должно бы вроде быть стыдно, что видишь то, что видеть нельзя, а стыдно не становится — только восхищаешься: как здорово!»

Вот такой замечательный талант высветил фильм, снятый по сценарию Агнии Барто.

Кадр из фильма "Алёша Птицын вырабатывает характер"

Кадр из фильма «Алёша Птицын вырабатывает характер». Фото: общественное достояние

«Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953)

Еще один удивительный, теплый и по-доброму смешной фильм, сценарий к которому написала Агния Барто, снял режиссер Анатолий Граник.

Этот фильм интересен тем, что в нем снялась в возрасте восьми лет знаменитая советская актриса Наталья Селезнева, правда, тогда она была Наташей Полинковской.

В картине также задействованы такие замечательные актеры, как Надежда Румянцева, Ольга Пыжова, Валентина Сперантова, Юрий Бубликов, Тамара Алёшина, Александр Михайлов, Роза Макагонова, Лидия Сухаревская и другие.

Это не просто интересная, но и довольно поучительная история о том, с какими вопросами и проблемами на протяжении своего взросления может столкнуться ребенок и как найти силы и правильные решения, чтобы с ними справиться.

Этот фильм – еще и прекрасная возможность отправиться в путешествие по советской Москве пятидесятых, увидеть ее улицы и известные места  такими, какими они были давным-давно.

Три замечательных фильма, три интересные и трогательные истории, созданные талантом потрясающей поэтессы. Конечно же, они насквозь пронизаны временем – тем, в котором жили герои, в котором жила и сама Агния Львовна. Но темы, которые в них поднимаются, мысли, которые можно прочесть между строк, не утратили своей актуальности и сейчас. Приятного вам просмотра!

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru