10 июня 1930 года родился выдающийся художник Илья Глазунов

От Чингисхана до Глазунова: история дома Юшкова

10 июня

В 1987 году народный художник СССР Илья Глазунов основал в Москве Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Под корпуса Академии отдали, в числе прочих, так называемый Дом Юшкова — здание, построенное ещё в 18 веке, как утверждается, знаменитым зодчим Василием Баженовым. Дом Юшкова считается одним из самых ярких памятников московского классицизма.

На литографии 1840-х годов изображены: слева — Императорский почтамт, справа — церковь Флора и Лавра и Юшков дом.
Литография А.Ш. Мюллер с оригинала Ф. Дица, общественное достояние

Кем же был этот Юшков, и почему именно в этом здании решено было основать академию для художников и зодчих?

Генерал-поручик Иван Иванович Юшков был видным политическим деятелем времён Петра III, однако, память о себе оставил довольно спорную. Род Юшковых, из которого происходил Иван Иванович, — это древний род русских дворян татарского происхождения, так что Иван Иванович был выходцем из бояр.

Как следует из родословной, основателем рода в России стал князь Зеуш, который приехал из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Ивановичу. Зеуш крестился как Стефан, и от его старшего сына Юрия и пошел род Юшковых: Юшка — уменьшительное от «Юрий». Семейные предания рода Юшковых гласят, что род ведёт свое происхождение от самого Чингисхана.

Среди представителей рода Юшковых многие служили Российскому Престолу: в качестве бояр, наместников, комнатных, стольников, стряпчих, постельничих, воевод и прочих знатных чинов. К примеру, Прокофий Петрович Юшков был стольником царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, второй жены царя Михаила Фёдоровича и матери царя Алексея Михайловича. А Борис Гаврилович Юшков был дядькой царя Иоанна Алексеевича, сына царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской. Василий Алексеевич Юшков был комнатным стольником и фаворитом царицы Прасковьи Фёдоровны Салтыковой, матери императрицы Анны Иоанновны и супруги царя Ивана V. Ходили слухи даже, что он едва ли не являлся отцом её дочерей.

Иван Иванович Юшков, который построил тот самый «Юшков дом», был главным судьей Судного приказа, президентом камер-коллегии, генерал-полицмейстером в Санкт-Петербурге, московским гражданским губернатором. Строительство «Юшкова дома» на Мясницкой дало название Юшкову переулку.

По воспоминаниям русского историка Сергея Соловьёва, того самого, который ввёл понятия «Киевская Русь» и «Московская Русь» для обозначения временных периодов становления Российского государства, служба Юшкова советником Юстиц-коллегии совпала с периодом полного разброда и шатания в ведомстве. Соловьёв упоминает и самого Юшкова, который, появившись в учреждении после ряда дисциплинарных мер, заявил, что отсутствовал по причине того, что в его доме «обвалился потолок». Князь Щербатов отзывался о Юшкове как о человеке «добром и не вздоимщике, знающем российские законы, но ленивом, праздном и нетвёрдом судье». В его биографии был эпизод бегства в числе первых из города во время Чумного бунта и арест за участие в запрещённой игре в карты.

Однако же, человеком он был денежным, а женат был на дворянке, наследнице рода Головиных. После женитьбы он приобрёл несколько домовладений, которые и дали название Юшковым переулкам (сейчас один из них – Бобровый, а другой – Никольский).

Знаменитый Юшков дом Иван Иванович начал строить на Мясницкой улице незадолго до своей смерти: это был четырёхэтажный дом-дворец, для строительства которого им был куплен участок земли на Мясницкой. Окончания строительства Иван Иванович уже не увидел. Строительство заканчивал его сын, и это были настоящие хоромы, о которых писали, что на их дворах стоят «богато убранные заморские и российские кареты, берлины и коляски с конскими уборы». Следует сказать, что после смерти Ивана Ивановича сын его, Пётр Иванович Юшков, служивший тайным советником, устраивал в Москве шумные балы с фейерверками, держал крепостной хор у себя дома и даже оркестр, игру которого хвалил сам Глинка. Поговаривали, что в этом доме проводились и масонские собрания. В итоге он совершенно промотал имущество отца и довёл семью до разорения.

Разорившись, сын Ивана Ивановича сдавал помещения дома в аренду. И именно так в этом здании появились художники: в 1838 году зал в доме Юшкова стало арендовать Московское художественное общество. И уже в 1844 году хозяин продал дом учебному заведению за 35 тысяч рублей серебром, и в нём разместилось Училище живописи и ваяния. Постепенно учебное заведение стало разрастаться, к художникам присоединились зодчие, в здании устраивались целые выставки передвижников. Дом перестраивался: расширили окна, поменяли отделку, пристроили кирпичный корпус.

После революции в здании стали действовать Государственные свободные художественные мастерские, которые позже преобразовали сначала в ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), а потом во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт).

Светославский Сергей «Из окна Московского училища живописи», 1878 г., общественное достояние

Правда, были периоды, когда художников и зодчих вытеснили технари (Московский механический институт) и иные учебные заведения, а в восьмидесятых годах 20 века были планы даже перевести в это здание Тургеневскую библиотеку. Однако судьба здания была решена в 1986 году, когда его передали Институту живописи, скульптуры и художественной педагогики.

Отличительной чертой дома называют угловую полуротонду с ионической колоннадой, которая делает здание узнаваемым настолько, что московские архитекторы неоднократно её копировали.

Архитектором считают Василия Баженова, хотя доказательств тому нет. Но это вполне вероятно, поскольку Баженов был ярким представителем русского классицизма. Вообще, Баженову приписывается авторство многих зданий: Арсенал на Литейной улице в Санкт-Петербурге, сгоревший в 1917 году, тоже, предположительно, принадлежит его гению, как и Каменноостровский дворец для великого князя Павла Петровича на Каменном острове.

Баженов, в частности, строил дворцовый комплекс в Царицыне, но императрице Екатерине II не понравились равные размеры сооружения, и она отстранила Баженова от строительства.

Современный вид (июль 2024 года). Фото: Bogunilia собственная работа по лицензии CC BY 4.0 

Точно известно, что Баженов строил большой мост через овраг в усадьбе Царицыно, дом Пашкова в Москве, Михайловский замок. Он занимался оформлением Ходынского поля и строительством нескольких храмов — Скорбященской церкви на Большой Ордынке, Церкви Владимирской иконы Божьей Матери (Рождества Христова) в Быково, занимался росписью Храма святых Бориса и Глеба в Белкино.

Удивительно красивое здание на Мясницкой улице пережило не одно рождение и закат. В его стенах звучали голоса балов с фейерверками, шаги судей, шуршание кистей художников, эхо революционных дискуссий и скрежет металла. Оно видело и разорение, и возрождение, и долгие годы забвения — но каждый раз находился тот, кто снова вдохнул в него жизнь.

И вот, в 1987 году в него пришло новое искусство. Кто знает, возможно, Илья Глазунов выбрал именно это здание как символ преемственности традиций, как храм для тех, кто создаёт будущее, опираясь на прошлое. Именно здесь, в стенах, где некогда гремели балы Юшковых, а позже рождались идеи русского авангарда, теперь формируется новое поколение живописцев, скульпторов и зодчих. Может быть, именно поэтому Академия живописи, ваяния и зодчества поселилась именно здесь — чтобы напомнить: истинное искусство не исчезает, оно лишь меняет обличье, но всегда остаётся в камне, в краске, в памяти народа.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru