13 ноября 1850 года родился писатель Роберт Стивенсон
Он писал на языке скотс, путешествовал по миру с больными лёгкими и вдохновил Леннона. Стивенсон: не только про «Остров сокровищ»!
13 ноябряРоберт Стивенсон известен своими произведениями о путешествиях и приключениях, но знаете ли вы, что судьбой этому человеку было дано очень мало шансов, чтобы не то что прославиться, а вообще побывать хоть где-то, кроме Эдинбурга, в котором он родился? Дело в том, что Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон, заболев в детстве крупом, получил такие серьёзные негативные последствия, что его здоровье всерьёз беспокоило его родителей, потому что в раннем детстве получить диагноз «чахотка» — такой себе прогноз на будущее.

Джон Сингер Сарджент, «Портрет Роберта Луиса Стивенсона», 1887 г., общественное достояние
И тем не менее, Стивенсон, прожив недолгую жизнь, всего 44 года, успел за неё добиться того, для чего многим не хватает и полноценной жизни — стать настоящим королём приключений, классиком английской литературы и одним из самых крупных представителей английского неоромантизма. Правда, его, как правило, знают по одной книге – роману «Остров сокровищ», но если углубиться в исследование его творчества, то станет понятно, что многие его работы стали известны, просто мало кто в курсе, что автор этих произведений — именно Роберт Стивенсон.
Роман «Остров сокровищ»
Это, наверное, самое популярное произведение Стивенсона в России, во многом благодаря одноимённому советскому мультфильму 1988 года, в котором режиссёр Давид Черкасский использует интересную подачу – сочетание мультипликационных сцен с чёрно-белыми игровыми, да ещё умело вплетает в сюжет потрясающие и запоминающиеся музыкальные номера.
В романе рассказывается о поисках сокровищ капитана Флинта на необитаемом острове, и сюжет строится вокруг очень харизматичных главных героев – моряка Билли Бонса, мальчика Джимми, доктора Ливси, сквайра Трелони, мистера Смоллетт, капитана шхуны «Испаньола», одноногого Джона Сильвера и многих других.
Стивенсон много путешествовал, и идея написать роман о поисках сокровищ на острове пришла к нему, когда он наблюдал за рисованием своего пасынка, сына любимой женщины Фанни Осборн, за которой он буквально отправился на край света и сумел убедить её развестись с мужем и выйти за него замуж. Наблюдая за рисунками ребёнка, Стивенсон и сам принялся рисовать, увлёкся и нарисовал карту придуманного им острова. Изначально он собирался назвать роман «Судовой повар» (как мы помним, ключевой фигурой сюжета является одноногий кок Джон Сильвер), а фигуру Билли Бонса и такой яркий элемент, как бочонок с яблоками, предложил ввести в роман отец писателя.
Исследователи нашли много общего между островом сокровищ из романа с островом, который сейчас называется Хувентуд, а в то время назывался Пинос. Пинос славился тем, что на нём любили скрываться пираты. Он расположен неподалеку от Кубы. Относительно оригинальности сюжета сам автор признавался, что попугая заимствовал у Робинзона Крузо, скелет – у По, а сама история была вдохновлена Вашингтоном Ирвингом:
«Нет, мою совесть мучит лишь долг перед Вашингтоном Ирвингом, и не напрасно, ибо, по-моему, не часто встретишь столь очевидный плагиат. Несколько лет назад в поисках чего-нибудь подходящего для антологии прозы случилось мне открыть «Рассказы путешественника», и вдруг строчки заплясали у меня перед глазами. Билли Боне, его сундук, общество, собравшееся в трактире, весь внутренний дух и изрядная доля существенных подробностей первых моих глав всё было тут, и всё было собственностью Вашингтона Ирвинга».
Далее он упомянул, что написал роман по карте, что именно карта породила фабулу, но упомянул:
«Какие-то застрявшие в памяти места из книг Эдгара По, Дефо и Вашингтона Ирвинга, экземпляр джонсоновских «Пиратов», название «Сундук мертвеца» из книги Кингсли «Наконец», обрывки воспоминаний о лодочных прогулках в открытом море, о плавании на яхте водоизмещением в пятнадцать тонн и, наконец, сама карта с её бессчётными красноречивыми подсказками воображению — вот и все мои источники».

Кадр из мультфильма «Остров сокровищ», «Киевнаучфильм», 1988 г.
Впоследствии уже роман Стивенсона вдохновил многих на создание самостоятельных произведений с оригинальными героями «Острова сокровищ» — сейчас это назвали бы фанфиками: Джон Леннон и его «Treasure Ivan», Делдерфилд и его «Приключения Бена Ганна», Frank Delaney и его роман-сиквел «Джим Хокинс и проклятие Острова сокровищ», Стивен Робертс и его роман «Пиастры… Пиастры!», Деннис Джуд и его роман «Приключения Долговязого Джона Сильвера», Джон Дрейк и его «Одиссея капитана Сильвера», Эдвард Чупак и его «Джон Сильвер: возвращение на остров Сокровищ», Бьёрн Ларссон и его «Долговязый Джон Сильвер: Правдивая и захватывающая повесть о моём вольном житье-бытье как джентльмена удачи и врага человечества» и многие другие.
Романы «Похищенный» и «Катриона»
Не настолько известный у нас, но на западе считающийся лучшим произведением Стивенсона, — историко-приключенческий роман «Похищенный» и его продолжение «Катриона». В основе сюжета — реальные исторические события 18 века в Шотландии. В романе есть как реально жившие, так и выдуманные автором персонажи, а осью повествования стало событие под названием «Аппинское убийство» или «Убийство в Аппине».
В романе рассказывается о судьбе сына бедного сельского учителя Давида Бальфура, которого подло предаёт родной дядя: его похищают, отправляют на корабле в рабство, он переживает кораблекрушение, противостояние с шотландскими кланами, королевскими войсками, тяжёлую болезнь и много другого.
Биографы Стивенсона упоминали, что автор сам не ожидал, что его так увлечёт роман, сюжет и персонажи, поскольку изначально намеревался заработать на нём и особого интереса не испытывал. А в процессе работы над книгой Стивенсон углубился в изучение и собственной родословной, своих корней, и это видно по тому, какую фамилию он дал главному герою: Бэлфур — это девичья фамилия матери автора.
Помимо английского языка, Стивенсон в романе использует также язык скотс, который был распространён в Лоуленде, равнинной части Шотландии. Автор не ставил своей целью соблюдение исторической точности, но показал Аппинское убийство в его якобитской версии.
Продолжение, роман «Катриона», который первоначально назывался «Дэвид Бэлфур», автор написал через 7 лет. Два этих романа сделали Стивенсона финансово независимым человеком, он стал популярным и в Европе, и в США. Восторженно отзывались о романе такие признанные мастера пера, как Хилари Мантел, Хорхе Луис Борхес, Генри Джеймс.
Готическая повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Это произведение, как и его главный герой, также не слишком известны в России, они стали узнаваемы уже в современной России, и то благодаря мюзиклу и празднику Хеллоуин, на котором Джекил и Хайд — излюбленные персонажи у косплейеров. К тому же, западная игровая и музыкальная индустрии часто вдохновляются образами, созданными Стивенсоном в этом произведении. Существует несколько компьютерных игр с названием «Доктор Джекил и мистер Хайд». Адриано Челентано, The Who, Atrium, Оззи Осборн, Лара Фабиан, Игорь Крутой, южнокорейские группы VIXX и EXO, а также многие другие музыканты использовали образы при создании своих синглов.

Кадр из фильма «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», киностудия «Мосфильм», 1985 г.
Сюжет повести рассматривает тему двойничества, которая будет очень востребована после в научной фантастике, когда один человек существует в двух личностях, одна из которых представляет собой зловещую сторону личности. При создании главного героя Стивенсон использовал историю Томаса Вейра и Уильяма Броди, шотландских преступников, которые вели двойную жизнь в Эдинбурге. Эдвард Хайд, отвратительный и распутный человек, представлен в повести демонической стороной личности талантливого и уважаемого доктора Хайда.
Интересно, что в произведении Стивенсона образ отличается от того образа, который сложился в медиапространстве после ряда экранизаций. Мюзикл по этому произведению был поставлен на Бродвее в 1997 году и сыгран 1543 раза, шёл до 2001 года и стал по количеству сезонов самой продолжительной постановкой в истории. В кинематографе известно более шестидесяти экранизаций самого произведения, не считая упоминания мотивов или персонажей в других фильмах. В знаменитом мультсериале «Том и Джерри» есть серия «Dr. Jekyll and Mr. Mouse», в «Скуби-Ду, где ты!» есть серия «Призрак Хайда», есть серия «Доктор Джекилл и мистер МакДак» в «Утиных историях». Есть даже детективный сериал о внуке доктора Джекилла, Роберте Джекилле, который так и называется — «Джекилл и Хайд».
Рассказ «Маркхейм» («Убийца»)
Этот рассказ предшествовал написанию истории про Джекилла и Хайда и во многом стал предвестником появления такого мрачного произведения. Рассказ о том, как некто по фамилии Маркхейм приходит за подарком для невесты в антикварный магазин и убивает антиквара ударом ножа. Ему остается только успеть забрать деньги до прихода служанки, но внезапно он впадает в состояние повышенной тревожности, пугается каждого шороха, к нему является человек, указывающий на то, как низко пал Маркхейм, предупреждающий его о скором приходе служанки, о том, что придется убить и её. В итоге, пережив тяжёлую борьбу внутри себя, Маркхейм решает сдаться.
Надо ли говорить, какое произведение русской классической литературы вдохновило Стивенсона на создание этого рассказа? Литературные критики нередко называют рассказ «Маркхейм» перифразом «Преступления и наказания» Достоевского, но это спорная точка зрения, поскольку английский перевод русского романа появился уже после написания рассказа. Тем не менее, сходство двух историй налицо.
Циклы рассказов «Клуб самоубийц» и «Алмаз Раджи»
В 1878 году журнал «Лондон» опубликовал в серии «Современные тысяча и одна ночь» цикл рассказов Роберта Льюиса Стивенсона «Клуб самоубийц». В трёх рассказах сборника рассказывается о принце Флоризеле Богемском, который живёт в Лондоне. Принц Флоризель ставит своей целью уничтожить клуб, члены которого с помощью карт определяют очередь следующего самоубийцы, и наказать председателя клуба, который в итоге устраивает гибель, наследуя имущество погибших.

Кадр из фильма «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы»,
киностудия «Ленфильм». 1981 г
Цикл рассказов «Клуб самоубийц» был опубликован вместе с рассказом «Алмаз Раджи», и оба эти произведения – попытка Стивенсона освоить жанр беллетристики, как отмечают критики, довольно оригинальная. Это произведение неоднократно было экранизировано.
В цикле «Алмаз Раджи» также главным героем Стивенсон сделал принца Флоризеля Богемского, который избавляется от алмаза, приносящего беды, меняет трон на жизнь простого обывателя.
Роберт Льюис Стивенсон — гораздо больше, чем автор «Острова сокровищ», хотя именно этот роман принёс ему всемирную славу. На самом деле, Стивенсон был поистине многогранной личностью, способной с блестящим мастерством переходить от жанра к жанру, оставаясь при этом в каждом из них великолепным. Он создавал захватывающие исторические хроники, вроде «Похищенного» и «Катрионы», где живая речь, историческая атмосфера и личная связь с прошлым Шотландии сливаются в единое целое; писал пронзительные готические повести вроде «Доктора Джекила и мистера Хайда», ставшие фундаментом для целого культурного мифа; экспериментировал с формой, языком и точкой зрения, оставаясь при этом невероятно доступным читателю любого возраста. Его творчество — живое доказательство того, что настоящий писатель не привязан к одному сюжету или образу: он способен вдохнуть жизнь в любой жанр, сделать его своим и оставить в нём неизгладимый след.









