16 декабря 1775 года родилась писательница Джейн Остин

Неслыханная популярность спустя два века. Кто же такая Джейн Остин?

16 декабря

В скромном жилище на одной из улочек Уинчестера, небольшого английского городка, 18 июля 1817 года угасала женщина. Ей едва исполнился 41 год, но она испытывала сильные мучения. Неотлучно у кровати больной находилась её сестра Кассандра. Впрочем, она никогда не покидала занедужившую и старалась максимально облегчить её страдания.

Акварельный портрет Джейн Остин фрагмент), общественное достояние

«О Господи, ниспошли мне кончину, – еле слышно произносили иссохшие уста той, – и одари меня терпением». Умирающая просила близких молиться о её душе. С наступлением рассвета её не стало.

Похоронили почившую в Уинчестерском соборе, выгравировав на надгробье её лучшие качества: мягкость характера, сердечную чуткость, почтительное отношение к родителям, способность к самопожертвованию. Кроме того, усопшая была глубоко верующей. Однако самое важное осталось не упомянутым: покоящаяся здесь женщина была писательницей. Со временем её имя причислят к сокровищнице мировой литературы. Но это произойдёт гораздо позже.

Что тут добавить?.. Пожалуй, стоит лишь отметить, что Джейн Остин (перевод англ. «Austen» допускается как «Остен» и как «Остин» — прим. автора) значительно обогнала свою эпоху. В период расцвета романтизма произведения этой писательницы, повествующие о простых людях, не терзаемых сильными эмоциями, а всего лишь о буднях английской глубинки, хоть и были замечены, но не получили должной оценки. «Гордость и предубеждение», возможно, самый популярный роман Джейн Остин, был изначально отвергнут издателем, который счёл его заурядным и лишённым значимости.

«Даже наиболее доброжелательные из современников Остин, — отмечал её племянник, — не были высокого мнения о её произведениях». Наверное, он был бы сильно удивлён, узнав, что эти самые произведения читают и два столетия спустя.

В середине XIX века ситуация практически не изменилась. К примеру, Чарльз Диккенс даже не был осведомлён о существовании такой писательницы. Шарлотта Бронте в своё время высказалась об Остин довольно критически:

«Точное воспроизведение обыденных лиц, тщательно огороженные и ухоженные сады… Ни одного яркого образа. Ни одного дикого ландшафта. Там нет свежего воздуха, голубых гор, суровых скал… Возможно, она разумна и реалистична, но великой она быть не может…»

В переписке Уильяма Теккерея можно обнаружить мимолетное упоминание о Джейн Остин, однако оно столь незначительно, что вряд ли может восприниматься как полноценное высказывание.

Тем не менее, уже в XIX столетии появились поклонники творчества Джейн Остин. Например, Саути оставил отзыв о романах Остин, начинающийся со слов «в её произведениях больше верности природе и подлинного чувства, чем в любом другом произведении её века». Восторг от её сочинений выражали такие известные личности, как Колридж, а также историк и мастер слова Маколей. Но наиболее глубокую оценку таланта Остин дал Вальтер Скотт, ставший первым критиком писательницы, опубликовав в 1816 году рецензию на произвдение «Эмма».

«Это – создательница современного романа, события которого сосредоточены вокруг повседневного уклада человеческой жизни и состояния современного общества!» — с искренним восторгом отозвался об Остин Вальтер Скотт.

В XIX веке, как, впрочем и в начале XX, никому даже в голову не пришло подвергнуть сомнению авторитет Вальтера Скотта, которого считали «отцом современного романа» того времени. Мнение автора «Айвенго» и «Квентина Дорварда», потрясённого «точностью и чуткостью» искусства Остин, а также «пониманием человеческих отношений, глубоким тактом, с которым она рисует характеры», заставило как критиков, так и читателей взглянуть на некоторые литературные явления под другим углом.

Немножечко отойдём от содержания книг и поговорим о том, как они издавались. Нельзя не заметить, что относительно хронологии романов Джейн Остин наблюдается некоторая неопределённость. У этих произведений часто указывается по две, а то и три различные даты, связанные с их созданием и публикацией. Причина в том, что творения Остин часто становились доступными для читателей спустя значительное время после написания. К примеру, «Гордость и предубеждение» создавался в последнее десятилетие XVIII века, но был опубликован лишь в 1813 году. Аналогичная история произошла и с «Нортенгерским аббатством». Остин начала работу над этой рукописью в 1798 году, однако увидеть свет роман смог лишь после смерти писательницы, в 1818 году.

Обратимся вновь к манере повествования и языку, используемому в произведениях английской писательницы. К словам Вальтера Скотта об авторе стоит добавить, что её книги отличаются исключительной правдивостью, граничащей с преувеличением.

Если рассматривать реализм во Франции и Англии, то во французской литературе он стал самостоятельным направлением после романтической эпохи, которая кардинально изменила эстетические принципы эпохи Просвещения. В Англии же ситуация складывалась иначе. Романтизм как литературное течение сформировался лишь к 1798 году. Именно в творчестве Джейн Остин и можно увидеть проявление новой формы реализма.

Тем не менее, в девятнадцатом столетии её гений не был оценён по достоинству. Подлинная слава и всеобщее признание пришли к Джейн Остин только в двадцатом веке. Начиная с 1930-х годов, Остин становится одним из самых любимых и востребованных писателей XIX века в Великобритании. Современная Англия переживает настоящий ажиотаж вокруг её творчества. Её произведения, включая ранние наброски, пародии и даже неоконченные работы, подвергаются тщательному анализу. О жизни и творчестве писательницы написано множество статей и защищено большое количество диссертаций. Это ли не показатель славы, которая, правда, пришла с большим опозданием…

Рисунок работы Кассандры Остин, около 1810 года, общественное достояние

Как бы прискорбно это ни было, но о жизни самой писательницы сохранилось крайне мало сведений. Кассандра Остин, её сестра, возможно, следуя указаниям Джейн, либо пытаясь скрыть некую семейную тайну, а быть может, желая защитить частную жизнь ушедшей из жизни писательницы от чужих глаз, уничтожила значительную часть переписки Джейн, тем самым обделив биографов важными источниками. Однако, сама того не осознавая, Кассандра непреднамеренно создала прецедент, поскольку её поступок благоприятствовал возникновению различных домыслов, слухов и смелых теорий.

Что помешало Джейн создать семью, несмотря на многочисленные предложения руки и сердца? Ходят слухи, что она всю жизнь хранила преданность брату известного поэта Уильяма Вордсворта, морскому офицеру, чья жизнь трагически оборвалась в море. Были ли эти два человека помолвлены, или это была просто крепкая дружба? Также вызывает недоумение надпись на её могиле, где она представлена как воплощение спокойствия и доброты, в то время как её современники отмечали остроту ума и колкий язык. Неужели надгробная плита не отражает истинную суть её личности? Почему создается такое впечатление, что при описании её личности предпочли более спокойные и классические черты, умолчав о её выдающемся уме?

Тут надо сказать, что охотников разгадать все эти загадки достаточно много. Английские писатели уже давно сделали Джейн Остин героиней романов, поэм, пьес. Настоящая Джейн Остин незаметно перешла в мир книг, и теперь блистает в разных литературных жанрах. Сюжетов немало, и каждое такое произведение только подогревает интерес к этой персоне. Надо сказать, что конец XX  и начало XXİ века воздали должное  автору «Гордости и предубеждения»!

Магдалина Гросс
Магдалина ГроссСпециально для Журнала Calend.ru