9 сентября 1930 года родилась актриса Надежда Румянцева
Надежда Румянцева за кадром: какая она была на съёмочной площадке фильма «Девчата»?
9 сентябряЕё сравнивали с Чарли Чаплином и называли «русской Джульеттой Мазиной», хотя фильм, благодаря которому она стала всемирно известной актрисой, советское правительство посчитало «не соответствующим масштабам советской эпохи». Сегодня рассказываем о том, как Надежда Румянцева оказалась на съёмочной площадке фильма «Девчата» и какой запомнилась съёмочной команде.

Кадр из фильма «Девчата». Студия «Мосфильм», 1961 год
Фильм «Девчата», снятый на «Мосфильме» Юрием Чулюкиным по мотивам повести Бориса Бедного, впервые зрители увидели накануне Международного женского дня — 7 марта 1962 года — в Центральном доме кино в Москве. И с тех пор не устают цитировать практически целиком – так он запомнился и полюбился. И кажется, что актриса на роль Тоси Кислициной подобрана идеально и никого другого в этой роли не могло и быть, но на деле выбор актрисы на главную роль в фильме оказался самым сложным.
Во-первых, режиссёр фильма поначалу пообещал главную роль своей жене Наталье Кустинской. Наталья Николаевна уже начала готовиться к роли: даже веснушки себе рисовала, работала над походкой, упрощала образ как могла. Но всё равно худсовет постановил, что Кустинская для этой роли совершенно не подходит: слишком городская, слишком эффектная, слишком красавица.
Во-вторых, были и другие претендентки на роль, и их было много, очень много. Но когда Надежда Румянцева появилась на съёмочной площадке, и сам режиссёр, и все остальные члены съёмочной группы поняли: вот она, Тося Кислицына.
Светлана Дружинина рассказывала в интервью:
«Он (режиссёр) прекрасно знал, что эту роль может сыграть великолепно только Надежда Румянцева, так как он много раз наблюдал её на экзаменах во время совместной учёбы в киноинституте».
Хотя по сюжету главной героине было всего 18 лет, а актрисе к тому времени уже исполнилось 30, Надежде Васильевне удалось настолько органично выглядеть в этой роли, что зрители безоговорочно поверили в её 18-летие.
Многие ошибочно считают, что для Румянцевой роль в «Девчатах» была дебютной. Но это, конечно же, не так: к 1961 году, когда начали снимать фильм, у актрисы была уже целая коллекция сыгранных киноролей: роль сестры Алёши Гали в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер», роль Нади Берестовой в «Неподдающихся» и многие другие. Но настолько же известной, каким был её партнер по кадру Николай Рыбников, она, конечно, не была.

Кадр из фильма «Девчата». Студия «Мосфильм», 1961 год
Кстати, отношения между актёрами на площадке не складывались: обиженный на режиссёра за то, что его любимой жене Алле Ларионовой в фильме роли не нашлось, и на главную роль её не взяли, Рыбников невзлюбил Румянцеву, считал её выскочкой. Говорил: «Что за пацан в юбке, какая тут может быть любовь?».
Актриса и режиссёр Светлана Дружинина, исполнившая в фильме роль Анфисы, вспоминала:
«Для него это был просто период брачный, когда ему казалось, что Алла может играть все роли: мою, Тоську, стул, телеграфный столб, пролетающую птицу. Играть может все единственная женщина – Алла Ларионова».
Правда, Надежда Румянцева в долгу не оставалась и однажды просто, твёрдо и конкретно осадила Рыбникова, заявив: «Фильм называется „Девчата“, а значит, главная роль моя!».
Как ни странно, такое напряжение в отношениях пошло фильму только на пользу: помогало играть все сцены конфликтов, они получились невероятно реалистичными. А вот с романтическим было, конечно, посложнее. Приходилось постоянно переснимать сцены, где демонстрировались пылкие чувства, режиссёр был недоволен, и Николай Николаевич взял себя в руки и сделал всё как надо.
Режиссёр Юрий Чулюкин после вспоминал:
«Да, они друг друга не выносили. Но ведь мы снимали не любовную драму, а комедию. Так что дистанция между ними сработала на пользу. Их пикировки, остроты, недосказанности в кадре — всё это было живое.»

Кадр из фильма «Девчата». Студия «Мосфильм», 1961 год
Надежда Васильевна готовилась к роли тщательно, и рассказывала, что одна случайная встреча помогла ей сформировать образ Тоси. Однажды в дверь её квартиры постучала девушка, которая оказалась зрительницей:
«Это была одна из тех девочек, которые пишут длинные письма, иногда приходят посоветоваться, — словом, моя зрительница. Она в смущении остановилась, не зная, что сказать. На заячьем воротнике коротенького пальто таял первый снег, около школьных ботинок натекла лужица. Мы сидели с ней на кухне и пили горячий крепкий чай. Это была большеглазая и худенькая девочка, но очень самостоятельная и решительная. Повесив своё кургузенькое пальтишко, она так и осталась в смешной рваной ушанке и так сидела передо мной, рассказывая о своих горестях и заботах. Она была из детского дома, училась на ткачиху… <...> Да, Тоська должна быть именно в узеньком лёгком пальтишке (она ведь приехала с юга, откуда у неё тёплая зимняя шуба?), в ботиночках, и только в ботиночках — маленьких и холодных; конечно, на ней должна быть эта большая старая заячья шапка с торчащими в разные стороны ушами».
Так и получился образ Тоси. Но это было только началом всего дела: Надежда Румянцева даже не представляла себе, с какими трудностями ей предстояло столкнуться. Главной проблемой была погода: сначала очень холодная, потом – жаркая.
Дело в том, что посёлок лесорубов снимали в павильоне «Мосфильма», где выстроили специальные декорации, но на натурные съёмки команда выезжала в Пермскую область, и вот там стояли жуткие морозы, в которые не просто сниматься было сложно – аппаратура съёмочная отказывала.

Кадр из фильма «Девчата». Студия «Мосфильм», 1961 год
Надежда Васильевна вспоминала:
«Мы снимали на Северном Урале, температура была около 50 градусов мороза. А мы целый день в тайге. И какая там может быть посуда, только алюминиевые ложки. Коля Рыбников взял эту ложку, только поднёс ко рту, как прихватило её к губе. Не могли оторвать. Пришлось вместе с кожей, фонтан крови был. Но Николай Рыбников — очень мужественный человек. Я так разнервничалась, что меня начало подташнивать. Думаю, бедный, как же ему больно. Мне в это время свой монолог про картошку говорить, а у меня слезы в глазах стоят. А он: «Да ничего, ничего, не больно. Это со мной не первый раз. Прекрати. Давайте снимать. Солнце всего на два часа поднимается в тайге и уже уходит». И снимали».
И с того момента ссоры Румянцевой и Рыбникова прекратились: Надежда Васильевна зауважала своего коллегу за его стойкость и преданность делу, а он — за то, как искренне она переживала. Так что к концу съёмок отношения у них наладились.

Кадр из фильма «Девчата». Студия «Мосфильм», 1961 год
Съёмки, кстати, проходили неподалёку от поселка Яйва Пермской области, и когда местные девчата узнали, что к ним приехал сам Рыбников, начали осаждать съёмочную площадку в попытках познакомиться с кумиром. Их было много, со всех окрестных деревень, и сотрудница Яйвинского краеведческого музея Мария Соломинникова рассказывала:
«Делянка, где шли съёмки, была недалеко от посёлка, но пешком туда не дойдёшь, на лесовозе только. Так одна женщина специально приехала на лесовозе, чтобы посмотреть на артистов. Вылезла из кабины и спрашивает: «А где тут Рыбников?» А он как раз рядом стоял, махнул рукой в сторону и говорит: «Во-о-он туда ушёл, на лесосеку».
Но на вопросы поклонниц Рыбников неуклонно отвечал, что у него есть жена и сердце его принадлежит только ей.
А когда съёмочная группа переехала в Тверскую область, пришлось создавать искусственные сугробы, укутывая брёвна ватой и посыпая нафталином. Были съёмки и в Ялте, и вот там актёрам в их тёплой зимней одежде тоже пришлось нелегко: дело было в августе, стояла тридцатиградусная жара, и лица актёров постоянно покрывались потом.
О том, какой на самом деле была Надежда Румянцева за кадром, много рассказывала Светлана Дружинина. В частности, отмечала её преданность друзьям и коллегам. Когда худсовет начал вести разговоры о том, чтобы заменить в фильме Дружинину на другую актрису, Румянцева в числе первых вступилась за коллегу: поднялось целое восстание девчат, и актриса в проекте осталась.

Кадр из фильма «Девчата». Студия «Мосфильм», 1961 год
Остальные коллеги ценили Надежду Васильевну за живой характер, умение завести и поддержать разговор, а ещё вспоминали, что она удивительно здорово рассказывала анекдоты. Но главное её качество, за которое все окружающие очень любили Румянцеву, — это умение относиться позитивно ко всему в жизни.
«Рядом с ней хотелось радоваться жизни, и своей радостью, любовью к жизни она заражала каждого, кто общался с ней».
Оказывается, режиссёр Юрий Чулюкин планировал снять продолжение «Девчат», чтобы получился целый цикл, посвященный каждой из героинь-подружек. И это мог бы получиться очень интересный проект, но в 1987 году Юрий Степанович погиб в Мозамбике, куда приехал, чтобы принять участие в Неделе советского кино.
Так и остался фильм «Девчата» единственным, и Тося Кислицына — тоже единственной, румянцевской, в смешной ушанке, лёгком пальтишке и с непоколебимой верой в добро, и осталась в сердцах зрителей навсегда. А Надежда Румянцева — не просто сыграла роль, она стала Тосей. Своей искренностью, юмором, упрямством и той самой светлой, неугасимой радостью, которую она несла не только на экран, но и за его пределами.

Кадр из фильма «Девчата». Студия «Мосфильм», 1961 год
За кадром она была такой же — живой, бесстрашной, преданной делу и людям. Она не боялась спорить, защищать коллег, шутить на морозе под пятьдесят, плакать от чужой боли и смеяться сквозь трудности. Именно это и сделало её героиню настоящей: не идеальной, но — человечной. Не красивой по шаблону, но — обаятельной до слёз. Не юной по паспорту, но — юной душой.