24 февраля 2022 года исполняется 90 лет со дня рождения Майи Кристалинской

Майя Кристалинская. «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь»

24 февраля

Очень трудно принять тот факт, что на земле вот уже более тридцати пяти лет нет Майи Кристалинской. Трудно, потому что ее голос слышится отовсюду даже сейчас, когда музыки и песен столько, что голова идет кругом. Но ее песни, спетые потрясающим, неповторимым, удивительно красивым голосом, всегда узнаваемые и никогда не сливаются с хором других голосов.

Она могла бы спеть гораздо больше песен, если бы не тяжелая болезнь, унесшая прекрасного человека непростительно рано. Нам могло бы достаться в наследство гораздо больше ее записей, телевизионных выступлений, если бы не агрессивная политика председателя Гостелерадио СССР С. Лапина с его «черными списками» неугодных артистов, в число которых попала и Майя Кристалинская.

И какое счастье, что все-таки у нас есть ее песни, многие из которых каждый читающий эти строки может пропеть наизусть прямо сейчас. Давайте вспомним самые яркие и полюбившиеся, тихонечко споем вместе с ней и еще раз насладимся безупречным голосом Майи Кристалинской.

«Нежность» (1965)

Песня «Нежность» стала визитной карточкой певицы. Специально для нее этот хит многих поколений написали композитор Александра Пахмутова в соавторстве с Николаем Добронравовым и Сергеем Гребенниковым. У песни есть и мужской вариант, но запомнилась она именно в исполнении Майи Кристалинской, которая спела ее впервые в 1965 году в Колонном зале Дома Союзов.

Есть воспоминание музыкального редактора Всесоюзного радио и Центрального телевидения Чермена Касаева о том, как Майя Владимировна плакала, записывая эту песню в студии, как по ее лицу текли слезы:

«Вот такие росинки… утренняя летняя роса…».

Песня в исполнении Майи Кристалинской получилась особенной, она вызывала восторг у всех критиков без исключения:

«В самом голосе Кристалинской заключено что-то волнующее, даже загадочное. В её исполнении „Нежность“ Пахмутовой на стихи Добронравова остается неразгаданной загадкой. … Все критики, которые писали о „Нежности “, отмечали, что это вершина искусства Кристалинской и вообще шедевр песенного исполнительского творчества».

(Б. Серебренникова «Певцы советской эстрады» (М.: Искусство, 1977).

«Я тебя подожду»

С этой песней была связана замечательная история. Она стала частью цикла песен, которые написали композитор Аркадий Островский и поэт Лев Ошанин. Общим названием для цикла стало название первой песни «А у нас во дворе», а в народе прижилось название «дворовый цикл».

«А у нас во дворе», первую песню цикла, спел тогда еще не особо известный молодой певец Иосиф Кобзон. Песня стала хитом и сделала знаменитым своего исполнителя. Затем была написана еще одна песня «И опять во дворе», которую тоже исполнил Иосиф Кобзон.

А вот третью песню авторы решили написать для девушки и пригласили исполнить ее Майю Кристалинскую. Во всех песнях цикла, включая четвертую и пятую, рассказывается одна романтическая история о влюбленном парне и девушке, которая решает подождать. Пятую песню, которая получила название «Детство ушло вдаль», тоже спела Майя Кристалинская, но именно песня «Я тебя подожду» запомнилась ярче всех и стала настоящим хитом.

«Ненаглядный мой» (1969)


Однажды Александра Пахмутова в журнале «Юность» прочитала стихотворение Риммы Казаковой «Ненаглядный мой». И родилась очень красивая, трогательная песня, которую блестяще исполнила Майя Кристалинская.

Но у этих волшебных нежных стихов была романтичная история: поэтесса посвятила их своему супругу Георгию Радову. Как рассказывала сама Римма Казакова, между ними не было особой страсти, да они и развелись через восемь лет совместной жизни, несмотря на рождение сына Егора, но теплоту и уважение к своему мужу Римма Федоровна пронесла через всю жизнь.

Будучи очень влюбчивой натурой, Римма Казакова даже во время замужества за Радовым питала нежные чувства к совсем другому человеку, однако, стихи у нее получились очень лиричными, немного грустными стихами женщины, которая знает, какой разной бывает любовь.

«А снег идет» (1961)

Одна из самых популярных песен в репертуаре Майи Кристалинской, она была написана на стихи Евгения Евтушенко композитором Андреем Эшпаем в качестве саундтрека к фильму «Карьера Димы Горина».

Как вспоминал композитор, песня написалась очень просто, да и мелодия для фильма нужна была очень легкая. Как только он пришел с музыкой к поэту Евгению Евтушенко, поэт сразу принялся писать текст. Написал, прочел. Андрей Эшпай счел стихи потрясающими – вот так все и получилось.

Спустя более полувека, эта песня все так же актуальна и остается молодой, несмотря на прошедшие годы

Когда в 2011 году отмечали полвека этой замечательной песни, оказалось, что она все так же актуальна и остается молодой, несмотря на прошедшие годы. Денис Мацуев назвал ее песней «на все времена», а журналист Александр Казакевич заметил, что создатели песни и не предполагали, как долго проживет их творение. Конечно, исполнение песни Майей Кристалинской – самое нежное, но песня настолько нравится певцам и певицам всех поколений и жанров, что ее можно услышать в самом разном исполнении – даже иностранцы Норис Де Стефани и Ежи Поломский взяли в свой репертуар советский хит.

Майя Кристалинская

Майя Кристалинская. Фото: kinopoisk.ru

Замечательные песни, правда? Такие, которые, услышав, напеваешь потом весь день, и в памяти еще долго звучит нежный голос их исполнительницы. «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь» — написано в эпитафии на могиле певицы. И всякий раз кажется, что слышишь вовсе не записи, а ее живой голос, будто она и правда возвращается, чтобы еще раз спеть.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru