22 декабря отмечается Международный день бардовской песни

Какие песни поют простые романтики и кто их написал?

22 декабря

Что такое «бардовская песня»? Это, по-своему, уникальное культурное явление, которое расцвело в двадцатом веке и до сих пор остается достаточно популярным. Суть бардовской или авторской песни в том, что исполняет ее сам автор, чаще всего под гитару, и основной упор делается на содержание текста, его значимость.

Наверняка у каждого, кто читает сейчас эти строки, понятие «бардовская песня» ассоциируется с каким-то конкретным автором-исполнителем. Но часто, собираясь у костра в кругу друзей, в походе или после тяжелого трудового дня, простые романтики поют любимые песни, даже не подозревая, кто их автор. Многие из таких песен прирастают новыми куплетами, некоторые уже стали поистине «народными» — настолько изменился их текст.

Гитара

Фото: по лицензии PxHere

Предлагаем вспомнить самые известные и до сих пор популярные в туристической и студенческой среде бардовские песни и узнать, кто их авторы, кому мы обязаны этими теплыми и очень романтичными минутами, украшенными добрыми мечтами и тихими гитарными аккордами.

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

Удивительная, замечательная, нестареющая песня, известная многим по своей первой строчке «Изгиб гитары желтой», была написана и исполнена впервые на Ильменском фестивале в 1978 году Олегом Митяевым. Со временем она стала неофициальным гимном всего движения бардовской песни в СССР.

Интересно, что на Ильменский фестиваль авторской песни Олег Митяев попал впервые за год до этого совершенно случайно: он просто отдыхал на Ильменском озере неподалеку и заглянул на огонек костра. Его настолько впечатлил фестиваль, что через год Митяев привез туда уже свою собственную песню, которую написал на лекции по истории плавания. Популярность песни была мгновенной и просто невероятной.

Интересно и то, что в авторском варианте текста Митяев использует глагол «обнимешь», хотя со временем прижился вариант «…ты обнимаешь нежно». С тех пор так ее и поют.

«Милая моя»

Еще одной очень популярной, и популярной до сих пор бардовской песней можно назвать сочинение Юрия Визбора 1973 года, начинающееся со строчки «Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены…». Эту песню знают также под названием «Солнышко лесное».

Работать над созданием этой песни Юрий Иосифович начал на Грушинском фестивале в 1972 году, но закончил ее только через год. По его собственным словам, посвятил он песню своей «любимой Поляне» — той самой, на которой на Грушинском фестивале собирались барды и пели свои песни. Визбор писал: «Думаю, песня вышла хорошей. Будет хорошо, если Поляна примет её». Поляна не просто приняла: песня так быстро стала популярной, что это удивило самого автора.

Впрочем, споры вокруг того, действительно ли песня посвящена именно Поляне, или есть какая-то девушка, для которой Визбор написал такую трогательную песню, до сих пор продолжаются. Была даже версия, что песню эту Визбор посвятил девушке-стюардессе с красивыми голубыми глазами, поэтому там и упоминается в тексте самолет.

Кстати, многие рассказывали, что, когда Визбор впервые исполнял песенку «Милая моя» на Поляне Грушинского фестиваля, над поляной действительно пролетел самолет – именно на словах «Крылья расправил искатель разлук — самолёт».

«Песня о друге»

Это одна из самых популярных песен, какие можно услышать в кругу студентов, туристов, альпинистов или представителей сложных и опасных профессий, связанных с работой в экстремальных условиях.

Эта песня была написана Владимиром Высоцким для художественного фильма «Вертикаль», сюжет которого рассказывает о мужественных альпинистах.

Интересно то, что изначально роль была предложена Юрию Визбору, но тот, пройдя успешно пробы, отказался, и тогда пригласили Высоцкого, а заодно поручили и написать песни для фильма.

В «Песне о друге» Владимир Семенович передал свои впечатления от встречи и беседы с одним из консультантов фильма, опытным альпинистом Леонидом Елисеевым. Елисеев рассказал Высоцкому, чем его привлекают горы, о том, что, однажды их увидев, забыть уже не получится. А еще Елисеев рассказал о том, что в горах человек может познать самого себя и тех людей, которые находятся рядом с ним, о том, что в связке, особенно в момент каких-то экстремальных ситуаций, очень ярко высвечивается, кто есть кто. А еще Елисеев рассказал историю своего восхождения на вершину Доппах, когда в условиях опасной ситуации, когда часть скалы откололась, один из опытных альпинистов не смог с собой справиться и начал кричать, чем подверг смертельной опасности остальную команду. К счастью, альпинистам удалось спастись, но этот случай очень впечатлил и самих альпинистов, и Высоцкого, который услышал рассказ из уст очевидца и участника тех событий.

«Песня о друге» была написана за одну ночь – в ней Высоцкий рассказал о том, что только в случае смертельной опасности можно постичь всю силу человеческих взаимоотношений.

Леонид Елисеев стал первым слушателем этой песни, к тому же, Высоцкий заявил, что считает Леонида соавтором песни. Елисеев был потрясен и впечатлен, а после выхода фильма эта песня потрясла и впечатлила весь Советский Союз.

Вот всего лишь три авторские песни, ставшие невероятно популярными и получившие настолько широкое признание, что их до сих пор поют представители самых разных поколений. И это только капля в огромном бушующем море жанра бардовской песни.

Наверняка у каждого из читающих эти строки есть своя такая песня, особенная, любимая, ассоциирующаяся с романтикой дружеских посиделок – у костра или на маленькой уютной кухне, в каморке за актовым залом студенческого клуба или посреди шумящей птичьими голосами поляны в ладонях горного ущелья. Такие песни мы ценим, любим, поем и проносим у самого сердца через всю свою жизнь. Наверное, потому что в этих песнях настоящие истории и эмоции реальных людей перекликаются с нашими собственными.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru