20 января - День рождения авторадаров

Как подружиться с авторадарами? История и современность контроля скорости авто

20 января

Авторадары — незаменимая часть оборудования дорожной полиции во всем мире. Когда они появились, как развиваются — и как с ними сосуществуют автолюбители?

Ограничения скорости на дорогах появились почти одновременно с дорогами. Уже в XIX веке, в Великобритании был оштрафован первый нарушитель ограничения скорости. Уолтер Арнольд, живший в Ист-Пекхэме (графство Кент) превысил разрешенную скорость 8 миль в час (12,8 км/час) и был оштрафован на 1 шиллинг.

С тех пор и скорость, и цена ее превышения значительно выросли.

Авторадар

Фото: Depositphotos

К 1930 году на всей территории соединенных штатов были установлены ограничения скорости для движения на дорогах (в населенных пунктах — меньше, вне населенных пунктов — побольше).

Но ведь факт нарушения надо как-то замерить, документировать. В ГАИ СССР в 1950-60 годы дело решалось довольно просто. Инспектор заранее намечал две точки, расстояние между которыми составляло 100 метров и когда появлялся подозрительно быстро едущий автомобиль — включал секундомер, когда он достигал первой начала «мерного» участка. Замерив скорость проезда 100 метров, инспектор по таблице легко мог понять, с какой скоростью ехал автомобиль. Лихача останавливали и начинали отчитывать.

Развитие радаров во время Второй Мировой войны позволяло измерить скорость самолетов, используя доплеровский эффект. Возникла идея создать портативный прибор, который позволит дорожной полиции узнавать скорость едущих по автостраде машин.

Работа над доплеровским радаром, позволяющим измерить скорость автомобиля, была завершена во второй половине 1950-х годов, и 20 января 1958 года первый автомобильный радар начал свою работу на дороге. Произошло это в Лондоне. Самые первые радары были очень большими, портативными они стали в конце 1960-х годов.

 ГАЗ-21 «Волга» в окраске госавтоинспекции

ГАЗ-21 «Волга» в окраске госавтоинспекции. Фото: Andshel, по лицензии CC BY-SA 3.0

В советское время отечественные радары имели форму жезла регулировщика. Это при том, что в Англии и США радары имели форму замысловато оформленного пистолета, их даже называли SpeedGun. Чем объясняется такая разница в дизайне?

Говорят, что в 1970-е годы, стоя на посту по трассе движения дорогого товарища Леонида Ильича Брежнева, некий милицейский летеха захотел узнать — а с какой это скоростью мимо него пролетает государственный кортеж. А для измерения скорости был он снаряжен как раз тем самым SpeedGun’ом, некоторое количество таких радаров было перед Олимпиадой закуплено для нужд ГАИ. Ну и прицелился он этим устройством в машину Генерального секретаря. 

И, естественно, был мгновенно убит автоматной очередью, прозвучавшей из машины охраны генсека. Когда с данным событием разобрались, дабы избежать таких неприятностей в будущем, предложили изменить форму устройства — и поступившие вскоре на вооружение ГАИ радары имели вид коробки, которую ставили на треноги у дороги или размещали за задним сиденьем служебной автомашины, принять такое за оружие было невозможно. 

Водители не остались равнодушными к появившимся новинкам, стали появляться анти-радары и радар-детекторы.

Первые создают помехи, мешающие радару дорожной полиции правильно определить скорость автомобиля. Данные устройства запрещены к употреблению в России и во множестве стран.

Радар

Фото: Depositphotos

Вторые просто предупреждают водителя о том, что его машина облучается. Если скорость превышена совсем ненамного, резкое торможение может изменить цифры на экране радара. В некоторых странах запрещены и они, но у нас в России ими можно пользоваться.

Один мой знакомый купил сильно подержанный и очень старый автомобиль Вольво. Долго с ним возился, довел его до ума — и начал ездить. И в одну из первых поездок забылся. Благо — машина отличная, дорога была хорошая и пустая. Вдруг завопил его радар-детектор и он мгновенно нажал на тормоз, пытаясь резко уменьшить среднюю скорость, фиксируемую радаром. Инспектор, остановивший его, улыбался. Он сказал, что у него две новости для водителя. Одна из них хорошая, а вторая — не очень. Хорошая новость — что тормоза на машине — просто великолепны. А новость «так себе» — что даже это его не спасло и минимальный штраф за превышение скорости заплатить все-таки придется.

Кстати — есть еще один способ борьбы с радарным способом определения скорости автомобиля. Эту историю я слышал много лет назад, в начале 2000-х и не знаю, насколько она правдива. Рассказывали, будто в самом конце эпохи СССР в одном из военных НИИ разрабатывали некую новую «антирадарную» краску — покрасил самолет и он сходу в радарную невидимку превращается. Но с самолетами не получалось, там сложности и с нанесением, и с тем, сколько такая краска удержится во время активных полетов… Когда Советский Союз развалился, военный НИИ закрыли. И завлаб той самой лаборатории утащил с работы несколько ведер «волшебной» краски.

А дальше — дело техники. Он покрасил ею свою «Волгу» и стал невидим для радаров гаишников. Вроде бы он рассказывал, что смотреть на круглые глаза инспектора с радаром, на его отвисшую челюсть — когда он проносится мимо него, а у того на радаре стоят нули — большое удовольствие.

Авторадар

Фото: Depositphotos

Как же вести себя водителю в наше время — в условиях обилия повсеместно размещенных радаров, сведенных в одну огромную сеть, ловящую нерадивых водителей по всем дорогам страны, как паук — мух?

Не знаю, как в городе, а на Московском шоссе за последнее время, с одной стороны — понаставили радаров с видеокамерами стационарно по всей дороге (по крайней мере — до Новгорода), но зато исчезли прячущиеся за кустами дэпээсники с радарами, норовившие в 2000-х годах поймать частника там, где ограничительные знаки откровенно провоцировали водителя на нарушение. Со стационарно расположенными радарными видео-комплексами водители, постоянно ездящие по трассе, уже хорошо знакомы и смирились с их существованием.

Наверное самое правильное — просто стараться не слишком превышать. Ведь за превышение менее 20 км/ч пока что не наказывают. Вот и не надо ездить по шоссе быстрее 105 км/ч, по городу ограничиваться 75 км/ч, а на автострадах ездить со скоростью до 125 км/ч, чтобы точно избежать штрафа. И будет нам счастье.

Игорь Вадимов
Игорь ВадимовСпециально для Журнала Calend.ru