24 июня 1920 года родился Владимир Харитонов, автор текста песни «День Победы»
Как песня «День Победы» прошла путь от провала до народного гимна
24 июняВладимир Гаврилович Харитонов написал стихотворения к более чем тысяче песен. И среди них есть одна, слова которой знают все, кто говорит на русском языке, да и многие иностранцы тоже. Её знают люди разных возрастов, эти слова пропоёт и убелённый сединами старик, и малыш детсадовского возраста. Потому что её просто нельзя не знать. Но среди всех этих людей найдётся очень немного таких, кто знает, что стихи к песне «День Победы» написал именно Владимир Харитонов.

Фото: по лицензии CC0 Pxhere.com
А ведь Харитонов написал десятки песен, ставших хитами своего времени: «Мой адрес — Советский Союз», «Не плачь, девчонка», «Как прекрасен этот мир», «Скажи мне, вишня» и многие другие.
Как рождалась легенда
Сегодня рассказываем о том, как писалась песня, ставшая гимном Победы советского народа в Великой Отечественной войне, без которой не обходится ни одно празднование Дня Победы 9 Мая не только в России, но и за границей.
А началось всё в марте 1975 года, когда страна готовилась к празднованию 30-летия Великой Победы: тогда Союз композиторов СССР объявил конкурс на лучшую песню о войне. И в соавторстве Владимира Харитонова и Давида Тухманова родилась песня «День Победы».
Стихи к песне попали в руки композитора за несколько дней до окончания конкурса. Времени для написания музыки оставалось мало, поэтому Тухманов работал днями и ночами, но к последнему прослушиванию конкурса успел: его супруга певица Татьяна Сашко исполнила «День Победы» в числе последних конкурсантов.
Успеха песня на прослушивании не имела, никакого места в конкурсе не заняла, а старшие коллеги Тухманова отозвались о его новой работе резко критически: композитор к тому моменту уже был известен как автор эстрадных шлягеров ВИА – таких, к примеру, как песня «Как прекрасен этот мир». У комиссии не было претензий к словам. Более того, по воспоминаниям сына поэта Харитонова, к нему обращались именитые композиторы из Союза с просьбой отдать этот текст им, обещая «сделать шедевр». Но он отказался: песня уже была написана.
Постановили коллективно, что «песня несёт в себе элементы развлекательной музыки, то ли фокстрота, то ли танго», и песня в репертуар не попала. Пройдёт немного времени, и те же самые чиновники, начальники из Союза композиторов или Гостелерадио начнут наперебой говорить о том, что именно они стали крёстными отцами песни «День Победы», сделали всё для её продвижения. Помнит ли сейчас кто-нибудь, какие песни победили в конкурсе тогда?
Однако в том юбилейном году песню всё-таки услышал телезритель: она прозвучала в исполнении Леонида Сметанникова в эфире «Голубого Огонька», посвящённого Дню Победы. Очевидцы рассказывали, что во время записи песни плакали все, кто находился в студии: ведущие, участники программы, съёмочная группа. Номер всем очень понравился, но своего мнения недоброжелатели из Союза композиторов не изменили. Больше песню по телевидению исполнять не рискнул никто. Кроме Льва Лещенко.
Решение, определившее судьбу
Льву Валерьяновичу, по его собственным воспоминаниям, песня понравилась. Его сразу предупредили, что песня хорошая, но на худсовете её зарубили.
Позже Лещенко рассказывал:
«Ко мне подошёл один из редакторов „Юности“ и сказал, что есть хорошая песня, которую зарубили на худсовете. Я заинтересовался, кто её записал. Оказалось, что Таня Сашко, жена композитора Давида Тухманова. Спрашиваю, а есть клавир какой-то. Да, говорят, есть и клавир, и партитура — вон они лежат. Я с Тухмановым даже не стал тогда разговаривать. Просто сказал, хорошо, возьму её в поездку, может, что и удастся. Буквально в поездке мне ребята из „Мелодии“ сделали лёгкую аранжировку, и мы решили попробовать. В конце апреля 1975-го в Алма-Ате состоялась премьера песни. Я увидел, что с залом творится нечто невероятное».
По сути, решившись спеть эту песню, Лещенко просто обманул организаторов концерта. И не пожалел об этом ни секунды в своей жизни: на том концерте в честь Дня милиции ему аплодировал стоя весь зал, а ветераны в зале плакали. Концерт транслировали в прямом эфире, и наконец-то песню услышала вся огромная страна.
Когда музыка и слова нашли друг друга
Это был тот случай, когда слова и музыка настолько гармонично сплелись в одно целое, что получилось их идеальное, эксклюзивное, единственно возможное сочетание. Стихи поэта Владимира Харитонова были выстраданными его собственной судьбой фронтовика.
После его сын Василий расскажет:
«Папа говорил, что писал её всю жизнь, а выложил на бумагу за несколько часов».
Кстати, первая исполнительница песни Татьяна Сашко – это именно тот человек, который может называть себя «крёстной матерью» песни «День Победы» по праву.
Первое фиаско и первые успехи песни
Василий Харитонов рассказывал, что именно супруга Давида Тухманова позвонила его отцу и спросила, над чем он сейчас работает, а когда поэт прочитал ей только что написанное стихотворение о войне, записала и отдала текст мужу.
«У неё был дар понимать, какая песня станет популярной, а какая нет, — вспоминал сын поэта. — …Буквально через пару дней — они жили рядом с нами – Татьяна звонит и говорит: «Давид написал музыку, заходите – послушайте». Обычно поэт с композитором песню вместе дорабатывают. А тут как было написано, так и осталось. Ничего не изменили. Как Давид сыграл, так сразу всем стало понятно: песня неординарная».
Песня, покорившая мир
С лёгкой руки Льва Лещенко, которому пришлось на том, первом концерте, исполнить песню на бис, «День Победы» быстро стал всенародным: мешки писем приходили в редакцию с просьбами обязательно повторить песню на следующих концертах. Песня «День Победы» звучала в исполнении Иосифа Кобзона, Муслима Магомаева, Юрия Гуляева, Эдиты Пьехи и многих других.
Её очень любил Леонид Брежнев, и однажды он сказал автору стихов Владимиру Харитонову:
«Нас не будет, Володя, а народ будет петь твою песню».
А Владимир Шаинский выразил, как мне кажется, мнение всех поколений советских и российских граждан, поющих эту песню ежегодно:
«Песня как бы повернула время вспять. И хотя написана была через три десятилетия после войны, кажется, что именно с ней мы победили».
Конечно, секрет успеха песни во многом связан с её сильнейшим текстом, со строками, которыми Владимир Харитонов смог дотронуться до сердца каждого слушателя. Недаром же в 2015 году социологическое исследование, проводимое журналом «Русский репортёр», показало, что текст «Дня победы» стал пятым в списке самых популярных в России стихотворных строк, а список этот включал в том числе и русскую и мировую классику.
Практически весь текст песни разошелся на крылатые фразы: «радость со слезами на глазах», «дни и ночи у мартеновских печей», «с сединой на висках», «этот день мы приближали как могли».
Давид Тухманов в одном из интервью говорил:
«В основе всего лежал лаконичный, суровый стих, который в афористичной форме говорил о главном. И музыка должна была раскрыть всю драматургию стиха, то, что в словах существовало как мысль. От меня, как от композитора требовался порыв».
Композитор понимал, что песня должна, как знаменитый марш «Прощание славянки», будить в сердцах людей что-то необъяснимое: душевный подъём, соединённый с каким-то щемящим чувством. При написании мелодии к песне Тухманов, по его собственным словам, отталкивался от образов, которые возникали у него, когда он смотрел военную хронику: «перроны, уходящие поезда, слёзы, встречи, расставания – именно это было эмоциональным толчком для создания музыки».
Какой бы ни была причина того, почему песня не понравилась тогда, при прослушивании на конкурсе, исполненная в самый первый раз, вся эта история демонстрирует крайне печальный факт: зачастую от вкусовых предпочтений человека, принимающего решения, зависит и судьба произведения, и судьба его автора. И счастье, что время рано или поздно расставляет всё по местам. Плохо то, что иногда для этого требуется слишком много времени.
Автор замечательных стихов, положенных в основу песни «День Победы», не успел толком увидеть весь масштаб её славы. Владимир Харитонов умер в 1981 году в возрасте 61 года – в год, когда была впервые исполнена русско-польская версия песни Центральным художественным ансамблем Войска Польского во время фестиваля солдатской песни в Колобжеге. Это стало началом победного шествия песни по миру, началом её международной, всемирной судьбы.