8 июня 1920 года родился Иван Кожедуб, советский военный летчик и Маршал авиации

Иван Кожедуб: краски, кисти и бумажные самолётики

8 июня

Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб — единственный советский пилот, трижды удостоенный звания Героя Советского Союза в ходе одной войны. За три года сражений он провёл 330 воздушных боёв, одержав рекордные 64 победы над немецкими самолётами, включая новейшие реактивные Me-262. Однако, за блестящей статистикой кроются интересные подробности биографии.

Кадр из видео «Герои Советского Союза. Иван Никитович Кожедуб»

Например, знали ли вы, что первый бой будущего аса едва не закончился трагически? Или что летчиком Кожедуб становиться не собирался, а мечтал стать художником? И хотя мечта о живописи не осуществилась, умение рисовать ему в карьере пилота ещё как пригодилось! Рассказываем о первом бое величайшего советского пилота и о том, как из самой провальной ситуации можно извлечь максимум пользы для себя.

В подростковом возрасте Кожедуб мечтал стать художником. Он сам учился рисовать, но мечта его не осуществилась: художником он не стал, зато стал лётчиком. Он после писал:

«Должен сказать, что постоянные занятия рисованием, пусть самоучкой, пригодились мне потом, когда я стал лётчиком: рисование развивает глазомер, зрительную память, наблюдательность. А лётчику эти качества необходимы». 

Но Кожедуб не упомянул ещё одно качество, которое в нём развила мечта быть художником и горячее стремление освоить искусство живописи самостоятельно: упорство, сопровождающее увлечение каким-то делом, въедливость.

Планшет и лётные перчатки Ивана Кожедуба, 1940-е. Фото: AnatolyPm собственная работа по лицензии CC BY-SA 4.0

Эта же въедливость после и сделала его героем, хотя многие его однополчане смеялись над ним и подшучивали, когда в часы отдыха он садился и начинал рисовать на бумаге воздушные бои. Такая «игра в бумажные самолётики» забавляла солдат, но Кожедуб точно знал, что он делает. Потому что «играть» в такие самолётики он начал после своего первого вылета. Это было фиаско, да настолько, что Кожедуб мог навсегда быть отстранён от полетов. Но это фиаско многому его научило.

Происходило это в 1943 году на Курской дуге – в самом жарком месте фронта в то время. Кожедуб попал туда после работы инструктором в Чимкенте и получил первое задание – защищать взлётно-посадочную полосу аэродрома, на котором базировалась его эскадрилья.

Ведущим во время вылета был Вано Габуния, и Кожедуб должен был его прикрывать. И когда Вано исчез из поля зрения Кожедуба, неопытный лётчик растерялся. Продолжив в одиночку патрулировать аэродром, Иван Никитович вступил в бой со стаей немецких «мессеров». Сразу же его самолёт получил серьёзные повреждения, а у самой земли ещё и попал под огонь своих же зениток. 50 пробоин насчитали на фюзеляже, а на самом пилоте – ни царапины.

Понятно, что это был провал, и замполит даже хотел перевести его на землю: задание не выполнено, самолёт выведен из строя, лётчик потерял ведущего. За такое могли и под трибунал отправить. Но пока только отстранили от полётов. А командир полка майор Солдатенко решил присмотреться к молодому пилоту: тот факт, что искорёженный самолёт он сумел посадить, что принял решение самостоятельно противостоять ряду самолётов противника, говорил о серьёзных задатках Кожедуба, и ему стоило дать шанс.

Лётчик, хоть и остался без самолёта, сумел выжать из ситуации максимум пользы для себя: с того момента он посвящал всё своё время разработке собственной системы воздушного боя. Сначала записывал, как шёл бой, как он атаковал, как маневрировал, рисовал схемы поединков. Вот, где пригодилось умение рисовать!

На фоне отдыхающих и играющих в футбол однополчан суровый Кожедуб резко выделялся. Но его усилия не прошли зря: он понял для себя, что такое искусство боя, что случайностей в нём не бывает. И когда настал тот момент, когда Кожедуб уже смог сесть за штурвал, когда его к полётам допустили, победы пошли одна за другой.

На почтовой марке изображены портрет И.Н. Кожедуба в лётной форме и самолёт-истребитель Ла-7, на котором он воевал. Фото: марка, художник-дизайнер – Комса Р.

Позже он напишет в мемуарах:

«Я понял, что воздушный бой — это действительно испытание морально-боевых и физических качеств бойца, это величайшее напряжение нервов. Неопытному лётчику особенно трудно: бой захватывает, а рефлексы запаздывают. Приходится крепко держать себя в руках. Надо сочетать трезвый расчёт с дерзостью, побеждать врага напористостью и умением». 

Личный счёт воздушных побед Ивана Кожедуба превышает не только счета советских пилотов: он превзошёл и пилотов союзников, даже прославленных асов Рэндала Дюка Канарди и Роберта Джонсона. И ни разу за всю войну Кожедуб не был сбит – посадить самолёт ему всегда удавалось.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru