17 ноября 1901 года родился Иван Пырьев
Какие фильмы мы никогда бы не увидели, если бы не Иван Пырьев?
17 ноябряИван Пырьев – фигура в советском кинематографе настолько значительная, что даже если вы не знакомы с его творчеством, имя его наверняка слышали. Это был талантливый человек, плодовитый режиссер, обласканный сразу шестью Сталинскими премиями, и влиятельный киночиновник.
![](https://www.calend.ru/calendar/wp-content/themes/calendar/images/loading.png)
Иван Пырьев. Фото: автор неизвестен, на условиях добросовестного использования
Сталин представил Пырьева к наградам за:
- фильм «Трактористы» в 1939 году — советскую музыкальную комедийную мелодраму про пару трактористов, Клима и Марьяну, которые приходят к своей любви через многие нелепые и смешные ситуации;
- фильм «Свинарка и пастух» в 1941 году – музыкальную комедию про любовный треугольник, состоящий из свинарки Глаши, конюха Кузьмы и пастуха из Дагестана Мусаиба;
- легендарный советский фильм «Секретарь райкома» в 1942 — героическую драму о партизанском движении в годы войны;
- фильм «В шесть часов вечера после войны» в 1944 году – военную мелодраму о том, как влюбленные артиллерист Василий Кудряшов и зенитчица Варя Панкова, которых разлучила война, продолжают верить в то, что когда-нибудь встретятся, и, конечно, встречаются в условленном месте в условленное время;
- легендарный цветной советский музыкальный фильм «Сказание о земле Сибирской» в 1948 о пианисте Андрее Балашове, который получает на фронте ранение и вынужден попрощаться с карьерой, уезжает в Сибирь, в Заполярье, и эта земля вдохновляет его настолько, что он пишет симфоническую ораторию «Сказание о земле Сибирской», которая становится блестящим началом его творческого пути как композитора;
- советскую музыкальную комедию «Кубанские казаки» в 1951 году о социалистическом соревновании между двумя кубанскими колхозами и служебном романе двух председателей этих колхозов.
![](https://www.calend.ru/calendar/wp-content/themes/calendar/images/loading.png)
Афиша к фильму «Трактористы»
Фильмы Пырьева были очень любимы зрителями, хотя критики и кривились, называя Ивана Александровича «лакировщиком действительности». Но очень важную роль сыграл Пырьев и в становлении многих любимых нами режиссеров, таких, как, к примеру, Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай.
Эльдар Рязанов до фильма «Карнавальная ночь» снимал исключительно документальные проекты, и Иван Пырьев вел с ним долгие разговоры о том, что пора взяться за первый самостоятельный художественный фильм. Рязанов взялся, но в его представлении фильм «Карнавальная ночь» должен был получиться совсем другим: Эльдар Александрович собирался сделать фильм остросатирическим, основной идеей ему виделось бичевание узколобости и косности начальников старой закваски типа Огурцова. Но Пырьев мягко отговорил Рязанова от его идей и посоветовал больше сосредоточиться на комедийных моментах сюжета. Решающую роль сыграл Пырьев и в том, чтобы главных героев сыграли именно Людмила Гурченко и Игорь Ильинский.
![](https://www.calend.ru/calendar/wp-content/themes/calendar/images/loading.png)
Кадр из фильма «Свинарка и пастух»
Кстати сказать, фильм чуть было не «зарубили» на худсовете: когда выяснилось, что съемочная группа сильно отстает по графику, а в плане средств и вовсе наблюдается вопиющий перерасход, разразился скандал. На внеочередном художественном совете известные режиссеры в выражениях не стеснялись, а Сергей Юткевич и вовсе обозвал фильм «вопиюще пошлым» и предложил поскорее заканчивать уже его и забыть как страшный сон. И снова сыграл важную роль Иван Пырьев: он мнение худсовета не разделял, а потому нашел себе сторонника в лице Михаила Ромма, который в среде режиссеров пользовался непререкаемым авторитетом. Ромму отснятый материал понравился, он много хохотал, а потом всесторонне поддержал и Ивана Пырьева, и Эльдара Рязанова с его фильмом.
В результате получился шедевр, который принес в прокате почти пятьдесят миллионов рублей – это был настоящий успех и режиссерский дебют, о каком только можно мечтать. Но если бы не Иван Пырьев, «Карнавальная ночь» никогда не вышла бы на экраны или вышла, но была бы совсем другой.
![](https://www.calend.ru/calendar/wp-content/uploads/i-1-2.jpeg)
Кадр из фильма «Карнавальная ночь»
Еще одна заслуга Ивана Пырьева, за которую нам стоит быть ему благодарными, это возвращение в большое кино Леонида Гайдая. После фильма «Жених с того света» 1958 года, за который Гайдая жестко раскритиковали, а сам фильм покромсали цензурой настолько, что от него осталась жалкая короткометражка, казалось, Гайдай в большое кино уже не вернется: его отстранили от режиссерской работы. Иван Пырьев покровительствовал Гайдаю и не собирался мириться с тем, что из советского кинематографа уйдет такой талантливый режиссер. И Иван Александрович посоветовал Гайдаю снять историко-революционный фильм «Трижды воскресший» и оказал протекцию, чтобы Гайдаю разрешили снимать. Гайдай этот фильм снимал «через не могу», и после не любил о нем вспоминать, но именно благодаря ему постепенно Леонид Иович вернулся к режиссерской работе и к своим любимым комедиям. Кстати, идея создания комедийного киноальманаха «Совершенно серьёзно», сборника короткометражек начинающих режиссеров, в числе которых была и работа Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс», тоже принадлежит Пырьеву: в 1961 году он был номинирован в Каннах на «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм.
Так что, все последующие комедийные фильмы Гайдая, которые мы знаем и любим, тоже могли не увидеть свет, если бы не Иван Пырьев и его постоянное стремление взять под крыло начинающих талантливых режиссеров. Иван Александрович поддерживал Григория Чухрая и Александра Алова, Владимира Наумова и многих других творческих людей, впоследствии ставших легендами.
![](https://www.calend.ru/calendar/wp-content/uploads/7Q7ZkXMorsY.jpeg)
Кадр из фильма «Жених с того света»
И это далеко не все, за что нам следует быть благодарными Ивану Пырьеву: в сокровищнице советского кинематографа остались его добрые и красивые фильмы, романтизирующие труд и быт простого рабочего, колхозника, советского гражданина, которые, пусть и смотрятся сейчас как красивые сказки, но все же оставляют очень приятное послевкусие.