5 марта 1962 года на экраны вышел фильм «Девять дней одного года»

Фильм «Девять дней одного года» как прорыв в новое советское кино

5 марта

5 марта 1962 года на экраны Советского Союза вышла картина «Девять дней одного года». Картина про жизнь, про любовь и про физиков-ядерщиков. Ядерная физика была в то время моднейшей темой, молодежь мечтала об этой профессии, конкурс в соответствующие вузы был огромнейшим. Картина имела огромный успех, была признана лучшей картиной года по версии журнала «Советский экран», ее смотрела масса людей, она получала премии — но ее путь к зрителю был очень и очень трудным.

Кадр из фильма "9 дней одного года"

Кадр из фильма «Девять дней одного года». Фото: kinopoisk.ru

Режиссер картины Михаил Ильич Ромм стал знаменитым еще в 1930-е годы. Именно он создал картины «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году» и другие исторические картины такого же масштаба. Был он также режиссером картин о тяжком существовании людей в мире капитала, таких, как «Убийство на улице Данте».

XX съезд КПСС и начавшаяся борьба с культом личности Сталина оказали на него очень сильное влияние, и он на несколько лет ушел из кинематографа, занимался только преподавательской работой. Но в 1961 году он нашел тему, достойную оттепели, нового периода жизни Советского Союза.

Существовавшие тогда в обществе настроения  хорошо описаны в стихотворении:

Что-то физики в почете,
Что-то лирики в загоне.

Дело — не в простом расчете,
Дело в мировом законе.

Ядерная физика тогда была передним краем науки, выучиться по этой специальности мечтала молодежь. И кинорежиссер Ромм задумал сделать фильм на эту очень востребованную тему.

Ромм принимал участие в написании сценария. В основу сценария были взяты реальные события. Увы, ученые-ядерщики в те годы, когда радиационная техника безопасности была все еще не отработана достаточно строго, часто подвергались радиоактивному облучению в ходе своих экспериментов. 

Кадр из фильма "9 дней одного года"

Кадр из фильма «Девять дней одного года». Фото: kinopoisk.ru

Научный консультант картины академик Игорь Тамм (нобелевский лауреат по физике 1958 года) подсказал Ромму сюжет. Тогда физики шли по пути создания термоядерных энергетических станций и казалось, что до победы оставалось совсем немного. Работа молодого и талантливого ученого в конце 1950-х, казалось, вела прямо к победе. Увы, при проверках оказалось, что получаемые при экспериментах потоки нейтронов вызваны не термоядерной реакцией. 

Для работы над картиной Михаил Ильич собрал великолепную команду. Главные роли должны были играть Алексей Баталов и Юрий Яковлев. Увы, незадолго до съемок Яковлев получил травму, сломал руку — и вместо него стали снимать Иннокентия Смоктуновского. Многие актеры, снимавшиеся в этой картине, стали народными артистами.

Картина потрясла зрителя, героям старались подражать, хотя бы в прическах и одежде. Многие молодые зрители, покоренные романтикой и опасностями совсем молодой профессии, выходя из кинозала, решили для себя, что они нашли свое призвание в жизни. Фильм стал картиной года, а Алексей Баталов — лучшим актером 1962 года.

Физики признавали, что фильм довольно правдиво показывает работу ядерных НИИ, а Андрей Сахаров отозвался о фильме очень положительно, сказав, что герой весьма похож на него — не внешне, а энтузиазмом и даже его имя и отчество похожи, ведь Гусев — Дмитрий Алексеевич.

Кадр из фильма "9 дней одного года"

Кадр из фильма «Девять дней одного года». Фото: kinopoisk.ru

Правда, говорили, что Игорь Тамм, консультировавший фильм, рассказал Ромму историю молодого физика, который был два раза сильно облучен и после второго облучения его хотели прооперировать, но не решились, так как шансы на успех такого вмешательства были весьма низки. В результате облученный ученый умер от последствий лучевой болезни. Но в фильме все по-другому. И сам герой Алексея Баталова борется за жизнь — и врачи полны решимости рискнуть и почти уверены в успехе.

Фильм подтвердил высочайший талант режиссера Ромма и великолепную квалификацию собранной им съемочной группы. В результате на экранах появился великолепный фильм, смотреть который очень интересно даже сегодня — как прекрасное произведение искусства. 

Кадр из фильма "9 дней одного года"

Кадр из фильма «Девять дней одного года». Фото: kinopoisk.ru

Мне довелось читать в подшивках старого «Советского Экрана» статью о результатах конкурса на звание лучшего фильма года. Первым в тот год, как уже было отмечено, оказался фильм «Девять дней одного года». Второй и третий фильмы сейчас уже забыты, это было что-то там на производственную тематику. А вот звание «худший фильм года» в 1962 году «выиграл» фильм «Человек-амфибия». Не смотрели? Это стоит посмотреть. Понятно, за что его тогда топтала советская критика — но и этот фильм в наше время является классикой советского кино. Забавно — как оказалось, спустя время люди продолжают пересматривать и «самый лучший» и «самый худший» фильмы 1962 года.

Игорь Вадимов
Игорь ВадимовСпециально для Журнала Calend.ru