5 августа 1905 года родился советский авиаконструктор Артём Микоян

Династия Микоянов: как одна семья изменила историю советской авиации и политики

5 августа

Знаете ли вы, что в истории СССР есть удивительная семья, представители которой оставили заметный след в авиации, политике и даже в музыкальной индустрии? Речь идёт о династии Микоянов. Их история началась в небольшом селе Санаин, где в семье простых крестьян родились братья, которым суждено было стать легендами советской эпохи.

Анастас Микоян, Иосиф Сталин и Григорий Орджоникидзе, 1924 год. Фото: общественное достояние

Артём Иванович Микоян в сельской школе получил образование всего в два класса. Отец рано умер, поэтому мама вынуждена была отправить младшего сына к сестре в Тифлис, где он окончил армянскую школу. Он рос активным молодым человеком: организовал комсомольскую ячейку в родном селе, но все-таки его неудержимо влекло к технике. Работал токарем, но продолжал учиться, а после армии в числе рабочих завода «Компрессор», на котором тогда работал, как один из самых активных партийцев, отправился учиться в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. Так началось его знакомство с профессией авиаконструктора. Свой первый самолёт построил в 1935 году и назвал его «Орлёнок», и уже даже этот проект впечатлил Центральный аэроклуб.

Артем Микоян. Портрет на марке Почты России, 2005, художник – Безменов А., АО «Марка», rusmarka.ru

Артём Микоян вошел в историю тем, что вместе с Михаилом Гуревичем основал конструкторское бюро, которое сейчас известно как Российская самолётостроительная корпорация «МиГ». Именно в этом конструкторском бюро, руководил которым Микоян, были построены те самые самолёты-истребители МиГ-1 и МиГ-3, ставшие легендой Великой Отечественной войны. 55 мировых рекордов было установлено на самолётах КБ Микояна.

Анастас Иванович Микоян, старший брат Артёма, тоже стал известным человеком, вписавшим свое имя золотыми буквами в историю Советского Союза. Он стал одним из самых активных революционеров, партийных и государственных деятелей, председателем Президиума Верховного Совета СССР. Он работал с Лениным, Сталиным и закончил карьеру только при Брежневе, став героем знаменитой шутки «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича».

Шесть раз Анастас Иванович был удостоен ордена Ленина, внёс огромный вклад в создание советской пищевой индустрии, его имя носили пищевые комбинаты, заводы, фабрики и даже институты по всему Советскому союзу. Считается, что именно Анастас Микоян сделал доступными и дешёвыми для советского потребителя такие продукты, как шампанское или мороженое. Более того, именно с именем Микояна связывают урегулирование Карибского кризиса и предотвращение третьей мировой войны.

Однако другие представители этой замечательной семьи продолжили авиационное дело. Из пятерых сыновей Анастаса Ивановича четверо посвятили свою жизнь авиации.

К примеру, сын его Степан Микоян вошёл в историю советской авиации как советский лётчик-испытатель, который проводил огромную испытательную работу на боевых самолётах истребительных ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева: его налёт составлял 3500 часов, он освоил 102 типа летательных аппаратов и получил звание Заслуженного лётчика-испытателя СССР и Героя Советского Союза.

Сын Владимир Микоян сразу после окончания 9 классов школы в 1941 году попал на фронт и был зачислен курсантом в Качинскую военную авиашколу. Под патронажем Василия Сталина Владимир Анастасович осваивал новые виды авиатехники: Як-1 и «Харрикейн», участвовал в боях над Сталинградом и погиб 18 сентября 1942 года в районе станции Котлубань. Старший брат Степан, служивший в то время вместе с Владимиром, был свидетелем того, как самолет его брата был сбит «мессершмитом».

Ещё один сын Анастаса Микояна Алексей тоже стал лётчиком, и не просто лётчиком, а генерал-лейтенантом авиации, советским военачальником. После Великой Отечественной войны, во время которой он совершил 19 боевых вылетов и воевал в составе 12-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО, Алексей Анастасович продолжил карьеру лётчика и стал одним из первых пилотов, освоивших реактивные самолёты, а также первым из советских лётчиков, кто сбил ракету класса «земля-воздух». Алексей Микоян командовал 49-й воздушной армией Туркестанского военного округа, 14-й воздушной армией Прикарпатского военного округа, служил заместителем начальника Управления воздушным движением ВВС.

Ещё один сын, Вано Анастасович Микоян, стал авиаконструктором, работал в ОКБ им. А. И. Микояна ведущим инженером по лётным испытаниям, ведущим конструктором по истребителям семейства МиГ-21 и по истребителю МиГ-23, а с 1973 года являлся заместителем главного конструктора по фронтовому истребителю МиГ-29.

И только младший сын Анастаса Ивановича Серго Микоян избрал для себя профессию историка и публициста. Он был однокурсником и другом Генриха Боровика, изучал историю Индии и Латинской Америки, сотрудничал с американскими университетами и такими выдающимися западными политологами и историками, как Ирвинг Луис Горовиц, Джорджи Энн Гейер, Джон Ли Андерсон и Уильям Таубман.

А вот представители следующего поколения этой замечательной семейной династии решили связать свою жизнь с музыкой. Одного из внуков Анастаса Микояна мы знаем как Стаса Намина, музыканта и композитора, а также художника, фотографа, продюсера и режиссера. Он основал знаменитую рок-группу «Цветы» и подарил миру такие замечательные хиты, как «Мы желаем счастья вам» и «Звёздочка моя ясная». С именем Стаса Намина связывают появление первых в Советском Союзе музыкальных фестивалей, а также он является автором музыки к кинофильмам и мюзиклам, к примеру, к мюзиклу «Снежная королева».

Стас Намин. Фото: stasnamin.ru

Его двоюродный брат, сын Степана Анастасовича Алик Микоян также связал свою жизнь с музыкой: в качестве рок-музыканта он был участником таких знаменитых групп, как «Машина Времени» и «Воскресенье», а также играл в группе «Аэробус», с которой начинал Юрий Антонов. Однако, его интересы не ограничивались только музыкой: Александр Степанович Микоян также был известен как автогонщик и гоночный инженер.

Удивительно, как судьба династии Микоянов переплелась с историей целой эпохи, как судьбы простых людей через их талант, мужество и преданность делу, пусть в деталях, в каких-то шагах, но в какой-то степени изменили ход истории. От армянского села до высот советской власти, от конструкторских чертежей до неба, покорённого истребителями МиГ, от революционных трибун до сцены рок-фестивалей — представители этой семьи оставили значимый след в авиации, политике, науке и культуре. История этой замечательной семьи стала живым напоминанием о том, что за величием эпохи стоят судьбы обычных, но сильных и целеустремленных людей.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru