23 июня 1987 года состоялась премьера фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

«Человек с бульвара Капуцинов»: мистический и молчаливый участник съемочной группы, который помог фильму стать легендарным

23 июня

О том, что «Человек с бульвара Капуцинов» снимали в Крыму, знают все поклонники этого фильма. Но не все, может быть, знают, что местом для съемок многих эпизодов фильма стала Ак-Кая или Белая Скала.

Ак-Кая. Фото: Seitmemetoff. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 3.0

Пять удивительных фактов, которые вы должны знать о Белой скале

Факт первый

Это место в окрестностях крымского Белогорска настолько странное и так плотно окутано легендами, что сказочным кажется даже сам факт его существования. Белая скала встает перед путешественниками посреди степи настолько неожиданно, что, когда смотришь на нее, проезжая по трассе «Таврида», создается ощущение, будто бы когда-то давно здесь проходил могучий великан и нес в охапке камни, а потом один, самый большой, случайно обронил. Да и пошел себе дальше, а камень так и остался лежать посреди безлюдной степи.

Факт второй

Случайно ли Алла Сурикова выбрала для съемок это место, либо знала о его особенностях, но Белая скала Ак-Кая стала для фильма местом, крайне подходящим по ландшафту. Украшенная природными столбами, испещренная гротами и овальными нишами, Белая скала удивительным образом напоминает техасские пейзажи. Крым вообще в этом смысле уникален: его разные районы напоминают не только пейзажами, но и по геологическим показателям, места из разных частей света.

Кадр из фильма «Человек с бульвара Капуцинов», 1987 г. Фото: kinopoisk.ru

Факт третий

У этого места есть еще один секрет: хотя в одной и той же локации снимали и укрытие банды Черного Джека, и погоню за дилижансом, и финальный разговор Боярского и Миронова, и даже ту самую прогулку, когда в прерии на героев напали индейцы, зрители ни за что не догадались бы, что все это — одно и то же место. Особенность Белой Скалы в том, что с какого бы ракурса вы ее ни снимали, она всегда выглядит по-разному. Догадаться можно, только если обратить внимание на характерный светлый песок, появляющийся в разных сценах — такой песок можно найти только в районе Ак-Кая.

Четвертый факт

Надо сказать, Алла Сурикова — не единственная из режиссеров, присмотревших для работы гордый профиль Ак-Кая. Это удивительно кинематографичное место: у Белой скалы потрясающее кинопортфолио. Здесь снимали и фильм «Всадник без головы», и «Менялы», и «Чипполино», и «Мустанг-иноходец», и «Вооружён и очень опасен», и «Мираж», и даже «Код апокалипсиса» и «Обитаемый остров».

Алла Сурикова. Фото: Максим1625, по лицензии CC BY-SA 3.0

Факт пятый

Но было бы несправедливым считать Белую Скалу лишь гигантской природной декорацией. Биография этого места поистине впечатляет. Здесь любил останавливаться первобытный человек, селились неандертальцы, сарматы сделали Белую скалу святилищем, скифы устраивали на этой земле свои курганы. По легенде, на скале жил некогда змей-оборотень, и именно в эти пещеры он притаскивал похищенных красавиц. По другой легенде, в глубоких пещерах Белой скалы прятали разбойники свои сундуки с золотом, а поскольку пещеры уходили под землю и тянулись подземными тоннелями до самой Феодосии, надежнее хранилища было просто не придумать. Здесь проходили казни и религиозные обряды, Богдан Хмельницкий видел, как с этой скалы сбрасывали в ущелье пленников, а князю Григорию Потемкину на Ак-Кая присягала крымская знать на верность России. Здесь когда-то было море, а сама Белая скала — крутым утесом. Стены пещер пестрят странными надписями, возраст которых — более двух тысяч лет.

Здесь вершились великие дела

Стоянка неандертальцев под навесом в Красной балке, северная часть Белой скалы. Фото: Олег Мар. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0

Говорят, среди режиссеров существует поверье: фильм, у которого хотя бы одна сцена снята у Белой скалы, обязательно станет успешным, станет легендой. Ведь если и есть место на этой планете, где рождаются легенды, то это Ак-Кая.

И с этим трудно не согласиться: фильм «Человек с бульвара Капуцинов» — это уникальная, потрясающая работа, жемчужина советского кинематографа. Заслуга ли это молчаливого члены съемочной группы по имени Ак-Кая с самым потрясающим портфолио, какое только можно себе представить, или же секрет успеха — в гениальном режиссере и той команде актеров, которую ей удалось привлечь для съемок фильма? Наверное, это так и останется тайной.

Белые стены Ак-Кая будут хранить её так же, как и те тысячи тысяч тайн, которые уже отпечатаны на ее грандиозных стенах.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru