11 декабря 1950 года родился Александр Татарский
«А может… это гениально?»: Как запрещённый пластилиновый мультфильм Александра Татарского изменил мультипликацию навсегда
11 декабряВ 1981 году на экраны Советского Союза вышел необычный мультфильм «Пластилиновая ворона», которому суждено было совершить переворот в мире мультипликации и навсегда поменять представление о мультфильмах. Он был трогательным, абсурдным, не похожим ни на что до него и после. Созданный в домашних условиях на самодельном станке из рентгеновского аппарата, озвученный голосом «Мюллера» и спасённый в самый последний момент вмешательством Эльдара Рязанова, этот мультфильм не просто прошёл цензуру — он разрушил её, заставив всю страну напевать строчки из песенок.

Кадр из мультфильма «Пластилиновая ворона», творческое объединение «Экран», 1981 г.
Создателями мультфильма стали Александр Татарский и его многолетний соавтор Игорь Ковалёв.
Советский и российский режиссёр-мультипликатор Александр Михайлович Татарский, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РФ и премии «Ника», известен нам также по Школе новых экранных технологий – студии «Пилот», первой в Советском Союзе независимой киностудии. В 90-е он снимал много рекламных роликов и музыкальных клипов, был автором проекта «Чердачок Фруттис» и придумал знаменитых братьев Колобков, ставших очень популярными в то время. Братья Колобки, также впервые в истории советской мультипликации, из героев мультфильма превратились в виртуальных ведущих.
Александр Татарский создал заставку для передачи «Спокойной ночи, малыши!» в 1981 году: она представляла собой пластилиновый мультфильм и имела семь вариантов – на каждый день недели. Наблюдательные зрители могли заметить, что число игрушечных зрителей перед пластилиновым телевизором было разным – чем ближе к воскресенью, тем больше, и в колокольчик превращались каждый день разные предметы. Эта заставка за рекордное число выходов в эфир вошла в Книгу рекордов Гиннесса.
Соавтор Александра Татарского Игорь Ковалёв, советский, российский и американский режиссёр-мультипликатор, являлся креативным продюсером «Союзмультфильма», а в 2019 году стал членом жюри Американской киноакадемии.
Мультфильм «Пластилиновая ворона», созданный Татарским и Ковалёвым, стал невероятно популярным, буквально разошёлся на цитаты, песенки из него до сих пор напевают зрители из самых разных уголков русскоязычного мира. Однако у этого мультфильма был нелёгкий путь к своему зрителю.
Идея мультфильма появилась летом 1978 года на пляже в Коктебеле, где отдыхали во время отпуска сам Татарский, его друг Ковалёв и композитор Григорий Гладков. Григорий Васильевич начал напевать свою песню «Если видишь на картине», и Татарский вдохновился идеей создать мультфильм, в котором можно показать, как с помощью пластилина можно превращать одних персонажей в других. У него давно уже была такая идея: ему хотелось сделать мультфильм на основе стихотворения Эдуарда Успенского «Жил-был слонёнок», где история строится по принципу путаницы: «Один смешной слонёнок, а может, не слонёнок, а может, поросёнок, а может, крокодил…». Но такой мультфильм уже существовал – его снял Борис Ардов в 1975 году.
Успенский за одну ночь написал новый вариант стихотворения, который представлял собой своего рода пародию на известную басню Крылова «Ворона и лисица».
Первые две части, созданные по стихотворениям Александра Кушнера «О картинах» и Овсея Дриза «Игра», были созданы на основе детских рисунков мультстудии Центрального республиканского Дворца пионеров города Киева, а для создания третьей части мультфильма Татарский и Ковалёв решили использовать революционную для того времени технику: пластилиновой анимации в 3D-формате до них ещё никто не использовал, зато после них этот жанр стал очень востребованным.
Для создания мультфильма авторы сами сконструировали и собрали из рентгеновского аппарата мультстанок, поставили его в квартире, закупили 800 килограммов советского пластилина и краски, которыми блёклый пластилин приходилось подкрашивать.
Когда же мультфильм был готов, к показу его… запретили. Претензий было много: по мнению начальства, детям его показывать было нельзя, голос Броневого в озвучке показался худсовету неуместным — прямо так и сказали: «Гестапо и дети несовместимы», намекая на роль Мюллера в фильме «Семнадцать мгновений весны». Да и в целом мультфильм обвинили в «идеологической безыдейности», «шутовстве», «безыдейной белиберде», отсутствии морали, воспитательной функции и положительного примера.
На помощь пришли редактор телепередачи «Кинопанорама» Ксения Маринина и «самый народный режиссёр» той эпохи Эльдар Рязанов. И вот Рязанов придумал классный ход: он позволил слепить из пластилина самого себя и вписать в мультик, где он с экрана представляет мультфильм. Такой величине как Рязанов, конечно, отказать никто не мог. Впервые мультфильм показали в прайм-тайм в выпуске «Кинопанорамы» от 21 февраля 1981 года. Его показ произвел эффект разорвавшейся бомбы: звонки с просьбами повторить начались ещё до окончания титров. В редакцию «Кинопанорамы» повалили письма с благодарностью авторам, и уже через пару месяцев у мультфильма была первая значимая награда — Гран-при Всесоюзного фестиваля телефильмов-81. Мультфильм «Пластилиновая ворона» стал настоящим прорывом: он получил более 25 призов на разных фестивалях, в том числе Диплом МКФ в Габрово в 1983 году.
А советские ребятишки с жаром принялись лепить из пластилина свои собственные шедевры.
А ведь официально это была первая режиссёрская работа Александра Татарского.

Интересный факт: для озвучивания третьей части мультфильма песню пришлось ускорить от 8 минут до 5. Поскольку тогда цифровых технологий не было ещё, делали это по собственно изобретённой технологии, которую Татарскому подсказал реставратор выступления Ленина. Мультяшное звучание песни получилось именно благодаря такому сжатию.
Ещё факт: сам Успенский, написавший стихотворение к «Пластилиновой вороне», называл фразу «А может…» «монологом двоечника», намекая на ситуацию, когда двоечник стоит у доски и пытается угадать правильный вариант ответа.
А вот финальные строчки-мораль к стихотворению Успенского написал Григорий Остер: «Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идёт строительство или подвешен груз».
Так мультфильм «Пластилиновая ворона» вошел в историю как один из самых дерзких и трогательных экспериментов советской анимации. А фраза «А может…» навсегда осталась символом того, что в искусстве всегда существует много вариантов и путей, надо только не бояться их находить.










