10 июля – дни рождения Ильи Олейникова и Юрия Стоянова

Юрий Стоянов и Илья Олейников: дуэт двух противоположностей

10 июля

Олейников и Стоянов родились в один день – 10 июля, правда, с разницей в 10 лет. Если бы не этот факт, то, возможно, знаменитого «Городка» так и не случилось бы, а еще многих других талантливых ролей и проектов. И это не высокие слова: об этом и сам Илья Олейников писал в своей книге «До встречи в городке».

Фото: kinopoisk.ru

Один на двоих день рождения

Рассказывая о первой встрече со Стояновым, Олейников вспоминает, что то было жуткое лето: снимали фильм «Анекдоты», в котором Илья Львович должен был сыграть Максима Горького на аудиенции у Сталина – там было всего пару слов, но режиссер настоял, чтобы Олейников не покидал площадку, мало ли, вдруг еще понадобится.

В этом же проекте и примерно с таким же объемом роли снимался Юрий Стоянов: он должен был играть роль царя Александра I и тоже говорил всего одну фразу. И тоже томился на съемочной площадке «на всякий случай» по просьбе режиссера.

Фото: kinopoisk.ru

Так проходили драгоценные летние дни – в полном безделье и в солидарном недовольстве самодурством режиссера. Но особенно близко будущие друзья и коллеги тогда еще знакомы не были и общались походя. И вот в один из таких дней они встретились у входа на съемочную площадку: оба – с полными сумками в руках. Поздоровались, и в этих сумках синхронно звякнули явно полные бутылки явно со спиртным. Оба улыбнулись и объявили: «Да у меня ж сегодня день рождения!». Оба удивились. Даже сверили паспорта. А потом вместе отпраздновали свой один на двоих день рождения прямо на съемочной площадке. С того и началось: и дружба, и совместное творчество, и знаменитый «Городок», и традиция обязательно поднимать дома за семейным столом в собственный день рождения бокал за друга.

Как поздравляли друг друга с днем рождения Илья Олейников и Юрий Стоянов? Стоянов рассказывает:

«Всегда обменивались подарками при встрече. Даже если мы были не вместе, я всегда находил 30 минут, чтобы поздравить друга, второй или третий тост за моим именинным столом всегда был за Илью».

Фото: kinopoisk.ru

Вспоминали со смехом, что праздновали дни рождения всегда отдельно, каждый – в кругу своей семьи, но как-то пытались сделать это вместе, пытались даже перезнакомить своих родственников, но превращалось это в итоге в «нелепейшую армянскую свадьбу».

Клоун и драматический актер: непохожие жизни и амплуа

За почти триста выпусков «Городка» и более шести тысяч ролей у артистов сформировался крепкий творческий дуэт: казалось, что Стоянов и Олейников даже дышат в унисон, но мало кто знает, что во всем остальном они были абсолютно непохожими друг на друга людьми.

  • У них были десятки совместных ролей, они дружили более двадцати лет, но категорически не совпадали друг с другом во взглядах и характерах.

Фото: kinopoisk.ru

  • Олейников, до того, как стал, собственно, «Олейниковым», сменив для публики на этот творческий псевдоним свою звучную фамилию Клявер, вырос в Кишиневе и после учился на клоуна в Московском училище циркового и эстрадного искусства. Стоянов – одессит, учился на драматического актера и выступал с авторской песней.
  • У них были разные интересы: Олейников жил музыкой, писал песни, ставил мюзикл, писал книгу, а Стоянов снимался в кино.
  • У них были диаметрально противоположные характеры: по словам Олейникова, Стоянов был темпераментным очень, мог раскричаться на съемочной площадке до дрожащих стекол, но правда, быстро отходил. Сам же Олейников, по его собственном признанию, был тихоней.

После смерти Олейникова Юрий Николаевич признавался, что им много раз задавали вопрос: что их, таких непохожих, связывает, какие отношения?

«Знаете, что такое семья? Я вам скажу, семейные отношения – это когда может быть размолвка, может быть выяснение отношений, но мысль о разводе не появляется никогда. Конечно, Илья был папой передачи «Городок», а я был ребенком, которому все можно – и в творчестве, и в личных отношениях. Все держалось на его терпении и терпимости, на его мудрости, на его расчетливости, на его уме, на его опыте. Я бы сказал, я – это действие «Городка», а Илюша – это его атмосфера» — говорил Стоянов.

Наверное, дуэт Олейникова и Стоянова – яркий пример того, что противоположности притягиваются, создавая в итоге мощный творческий фейерверк. Несмотря на то, что проект «Городок» прекратил свое существование сразу же после кончины Олейникова, за несколько месяцев до 20-летия «Городка», 11 ноября 2012 года, он все еще занимает прочное место не только в воспоминаниях зрителей, но и в наших сердцах.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru