Поезда, везущие жизнь по коридору бессмертия. Ко Дню прорыва блокады Ленинграда

18 января

18 января в далеком 1943 году в ходе Великой Отечественной войны в ходе операции советских войск под Шлиссельбургом состоялся прорыв блокады Ленинграда. Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Продолжительность блокады Ленинграда составляла 872 дня.

Mузeй-зaпoвeдник «Пpopыв блoкaды Лeнингpaдa», фpaгмeнт кapтины

В тот же день было принято решение о строительстве железной дороги Шлиссельбург — Поляны. Возглавил строительство начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Георгиевич Зубков.

Так началось строительство дороги, протяженностью в 33 км, спасшей сотни тысяч жизней. Ее построили всего за 17 суток.

Дорог был каждый день, ведь зима 1942—1943 года не позволила устроить трассу по льду Ладоги. Утром 19 января вдоль трассы будущей дороги двинулись минеры, следом шли железнодорожники. Место прорыва было сложным: узкий коридор шел через болота, простреливался немцами. Строили по упрощенной технологии. Морозы, снег по пояс, а под ним вода. Грунта рядом нет, автомобили пройти не могут, поэтому возили грунт на санках или просто на себе в мешках. Трассу пересекали речки Назия и Чёрная, а также многочисленные каналы и канавы, но самой сложной частью строительства стала переправа через Неву у Шлиссельбурга.

На строительство временной свайно-ледовой переправы из Ленинграда прибыло две тысячи изможденных блокадой женщин. 2 февраля через переправу пошел первый поезд со станции Шлиссельбург. Он вез укладочные материалы.

5 февраля со станции Волховстрой в Ленинград вышел состав с продовольствием. В полдень 7 февраля он прибыл на Финляндский вокзал. В этот же день отправился обратный поезд, он вез заготовленные в блокадном Ленинграде отливки орудийных стволов для дальнейшей их обработки на одном из заводов Урала.

Ниже низководной переправы 18 марта был построен мост. Временную переправу сохранили в качестве резервной, и это вскоре спасло дорогу Жизни. 25 марта артиллерийским огнем немцы повредили мост, но движение не остановилось.

Трасса проходила всего в 5 км от линии фронта, и поначалу поезда следовали только в ночное время, за ночь проходило 3 состава.  Этого было недостаточно для голодного города. Тогда было решено пустить поезда поточно – один за другим.

К прочим рискам прибавился риск столкновения. Постройка автоматической блокировки требовала времени, и механизмы заменили людьми – «живая блокировка». Теперь за одну ночь успевали проходить в одну сторону до 25 поездов. Людей сменили механизмы только к середине июня.

К концу апреля построили обходной путь на 2 км севернее. Он был дальше от противника и лучше укрыт кустами и рельефом.

За весь период эксплуатации Шлиссельбургской трассы погибло 110 человек, еще 175 было ранено.

С начала эксплуатации железнодорожной линии по декабрь 1943 года в Ленинград было пропущено 3105 поездов и из Ленинграда — 3076 поездов. В Ленинград поставляли продовольствие, топливо, боеприпасы, из города вывозили заводское оборудование, материалы. По этой дороге проходила эвакуация нетрудоспособного населения.

Несмотря на то, что за год работы дороги были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава, но все быстро восстанавливали, и в Ленинград продолжали идти поезда, везущие Жизнь.

Елена Гвозденко
Елена ГвозденкоСпециально для Журнала Calend.ru