20 октября отмечается Международный день поваров

Подвиг простого полевого повара: какой он на самом деле, вкус Победы?

20 октября

Если спросите, какая профессия на войне самая главная, услышите: «Солдат, конечно!» Ну или «Командир, генерал, полководец». Это и понятно: кто решает боевые задачи, тот и важней. Но были на войне люди, без которых армии победы было бы не видать.

Макет абстрактной полевой кухни времён войны в музее-заповеднике «Прохоровское поле». Отдаленно напоминает упрощенную КП-41 с бескаркасной обшивкой котла. Фото: Navigator-avia, по лицензии CC BY-SA 3.0

Кажется, Наполеон говорил, что тот, кто «не будет кормить свою армию», «будет кормить чужую». Солдат на поле боя должен быть сыт, поэтому вопросам провианта уделялось на войне особое внимание.

А в полуголодных условиях той страшной Великой Отечественной войны поварам порой приходилось идти на настоящие жертвы и совершать подвиги, чтобы их солдаты были сыты и имели достаточно сил, чтобы отбить Родину у врага.

Недаром говорят: «Война войной, а обед – по расписанию». Солдаты и сами признавались: повар на поле боя – второй человек после командира. Его оберегали, защищали как могли, ведь иногда приходилось готовить еду под обстрелом, а порой и доставить еду на поле боя, чтобы солдаты могли перекусить, тоже приходилось повару.

Полевая кухня на учениях Русская императорская армия, 1917 г. Фото: общественное достояние

Солдаты вспоминают, что вокруг полевой кухни в перерыве между боевыми действиями рассаживались фронтовики и коротали время за разговорами: это хоть немного напоминало им о том, как проходили тихие семейные обеды и ужины в той, мирной жизни.

Далеко не каждый современный мишленоносный повар смог бы, кстати, приготовить еду в условиях полевой кухни: устанавливали кухню на платформе грузовика, и в распоряжении повара был котел или несколько котлов, в которых готовилась еда сразу на всех. Топили печь дровами, минут за сорок вода закипала, а в общей сложности кашу сварить или суп – на это требовалось больше полутора часов. Если вдруг часть уходила в наступление или, наоборот, отступала, то повар продолжал готовить на том же самом, но уже движущемся грузовике, и вот тут уже нужна была особая ловкость и сноровка.

Фотоtopwar.ru

Набор продуктов разнообразием, понятно, не отличался: в сутки на солдата выдавали 800-900 граммов хлеба, 140 гр. крупы, 150 гр. мяса, полкило картошки, а еще 30 граммов сала или комбижира, чай, соль. Иногда давали овощи, макароны. Если повезет, то и растительного масла завозили. Не слишком разнообразный ассортимент, конечно, но в тылу питались гораздо хуже, поэтому вокруг полевых кухонь всегда находились мальчишки-сироты, которых полевые повара подкармливали и жалели.

Частенько полевые повара на фронте попадали в такие ситуации, где и не захочешь, а подвиг настоящий, военный совершишь.

В летопись Великой Отечественной войны вписан золотыми буквами подвиг Героя Советского Союза повара-красноармейца Ивана Павловича Середы, который угостил врага таким «десертом» из топора и брезента в августе сорок первого, что об этом случае рассказывали потом до самого конца войны в каждом окопе и блиндаже.

Иван Середа. Фото: общественное достояние

А дело было так.

К концу первого военного лета часть Ивана Середы стояла в Латвии возле города Даугавпилс. Занятый приготовлением обеда, повар Середа заметил немецкий танк, который двигался как раз на его полевую кухню. У повара была только винтовка и топор: он спрятался за кухней, подождал, пока танк приблизится и появится экипаж. Потом Середа внезапно выскочил из своего укрытия. Экипаж танка попытался укрыться внутри, но повар Иван вскочил на броню и рубанул по стволу танка, а потом закрыл кусками брезента смотровые щели.

Иван Середа знал, что рядом никого из красноармейцев его части нет, но начал стучать топором по танку и отдавать приказы мнимым солдатам закидывать танк гранатами, пока экипаж танка не принял решение сдаться. Наставив винтовку на перепуганных фашистов, повар Середа связал их и после сдал своим. Бойцы, увидевшие четверых связанных вражеских солдат-танкистов, долго не могли поверить, что их повар кинулся на танк с топором и назвали его подвиг «примером исключительного героизма».

Никифор Афанасьев. Фото: общественное достояние

Заслуживает восхищения мужество повара стрелкового батальона Никифора Самсоновича Афанасьева, который до войны был охотником, но попросил включить себя и в группу снайперов и за всю войну не только уничтожил более двухсот фашистов, но и устроил в своем полку настоящую школу, где обучал бойцов снайперскому делу.

А вот повару 18 гвардейского миномётного Мгинско-Померанского Краснознамённого Ордена Александра Невского полка реактивных установок «Катюша» Фёдору Васильевичу Титову даже для того, чтобы накормить своих солдат, приходилось каждый день совершать подвиги: в феврале 1944 года он был награжден медалью «За боевые заслуги» за обеспечение питанием бойцов наблюдательного пункта миномётного полка под обстрелом врага.

Правильно говорят: в жизни всегда есть место подвигу, и даже в деле приготовления еды иногда требуется не просто опыт и знания, а настоящий героизм.

Фотоtopwar.ru

За четыре военных года такие подвиги поваров исчисляются десятками, сотнями, и далеко не все они задокументированы и отмечены наградами. Сколько таких мужественных, самоотверженных поваров пали от шальной вражеской пули и лежат сейчас в братских могилах? И не сосчитать! Повернется ли язык теперь назвать профессию повара «мирной» или обычной»?

Вот такие, как говорят повара, «пироги».

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru