26 октября 1824 года в Москве официально открыт Малый театр

Самый первый профессиональный «комедий и трагедий театр»: каким был Малый театр в 18 веке?

26 октября

Малый театр России – не просто театр, это сама история, и ее дыхание до сих пор чувствуется в шорохе кулис.

Сейчас он называется Государственный академический Малый театр России, и руководит им с 1988 года народный артист СССР, лауреат Государственных премий РФ Юрий Мефодьевич Соломин.

Но несколько столетий назад, в 1824 году, когда он был открыт по указу императрицы Елизаветы Петровны, Малый театр был, конечно, совсем другим. Императрица писала в своем указе: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр …», и тем самым, как после покажет история, дала старт бурному, мощному развитию в России профессионального театра.

Памятник А. Н. Островскому. Фото: Vladimir OKC, общественное достояние

Сейчас на афишах Малого театра можно прочитать имена Элины Быстрицкой, Светланы Амановой, Ирины Муравьевой, Бориса Невзорова, Елены Харитоновой, а кто играл на сцене Малого театра в первые годы после его открытия?

Сейчас в репертуаре театра значатся грибоедовское «Горе от ума» и пушкинские сказки, здесь можно посмотреть «Буратино», «Тайны мадридского двора» и сцены из Ялтинской конференции 1945-го года, а что за пьесы ставили на сцене Малого театра в 18 веке, на какие спектакли прибывала в качестве главного зрителя сама императрица?

Кто были они, самые-самые первые? И какими они были?

Самый первый руководитель

Первым руководителем Малого театра, который тогда назывался Вольным русским театром при Московском университете, был Михаил Матвеевич Херасков – один из выдающихся представителей русской эпохи Просвещения, драматург и писатель, поэт.

Филологи знают его как автора огромной увесистой и по объему страниц, и по замыслу, эпической поэмы «Россиада». Он был масоном, директором Московского университета и основал Московский университетский пансион, а также сделал еще очень многое для развития российской культуры и, в частности, театрального искусства.

Михаил Матвеевич Херасков. Фото: общественное достояние

Действительный тайный советник Херасков, удостоенный ордена Святой Анны I степени, является последним представителем классицизма в 18 веке. И тот факт, что основание Малого театра было связано с его именем, во многом определило судьбу театра.

Самые первые режиссеры

В списке самых первых режиссеров Малого театра есть имена:

  • Заслуженного деятеля искусств РСФСР Сергея Васильевича Айдарова, ставившего потрясающие спектакли по пьесам Островского и сыгравшего в них очень яркие роли, возглавлявшего студию им. Ермоловой при Малом театре, которая позже стала Театром имени М. Ермоловой в Москве;
  • Сергея Антиповича Черневского, одного из корифеев Малого театра;
  • театрального педагога, режиссера и актера Александра Павловича Ленского (Вервициотти);
  • режиссера и актера Александра Александровича Федотова, сына великой актрисы Гликерии Федотовой и многих других.

Самые первые актеры

Малый театр в 18 веке был ядром свободной творческой мысли: его руководителями, кураторами, актерами были представители передовой интеллигенции, историки и писатели, преподаватели Московского университета.

Первыми актерами были студенты, учащиеся университета и гимназии – до открытия Малого театра они играли на сцене Петровского театра, а после пожара в 1805 году и вовсе остались без сцены и свои спектакли показывали где придется. В 1824 году было выстроено здание по проекту О.И.Бове – тогда эта площадь называлась Петровской, а сейчас – это Театральная площадь. И именно тогда театральная труппа получила свою самостоятельность, и, если кого-то из актеров крепостных театров отбирали для Малого театра, этот крепостной сразу получал вольную (работу театра горячо поддерживал и курировал известный российский издатель, писатель, просветитель Н.Новиков, который активно выступал за отмену крепостного права).

Софья Акимова. Фото: общественное достояние

В труппе Малого театра в 18 веке состояли:

  • Софья Акимова (Ребристова), знаменитая исполнительница роли комических старух, свах, любимица публики в 18 веке, играла во многих первых постановках по пьесам Островского;
  • две сестры-Бороздины, Варвара и Евгения (Бороздина-1-я и Бороздина-2-я). Специально для Варвары Бороздиной была написана Александром Островским роль Варвары в пьесе «Гроза», и персонаж намеренно получил такое имя: героиня была названа в честь актрисы;

Василий Живокини. Фото: общественное достояние

  • легендарный московский комик Василий Игнатьевич Живокини (Джованни Ламмона), сын итальянца, которого привез в Россию знаменитый архитектор Растрелли;
  • Сергей Васильевич Васильев, один из легендарнейших актеров 18 века, исполнитель роли Тихона в пьесе «Гроза», про которого Островский говорил, что «нашёл самого желанного исполнителя, одного из тех исполнителей, которые редко выпадают на долю драматических писателей, и о которых они мечтают, как о счастии», «единственный Хлестаков из возможных», по мнению Садовского;

Мария Ермолова. Фото: общественное достояние

  • Мария Николаевна Ермолова, одна из самых легендарных актрис за всю историю Малого театра, которую Станиславский считал «величайшей из виденных им актеров», и многие-многие другие.

Самые первые пьесы

Поскольку поначалу труппа Малого театра являлась частью труппы Большого театра, то и драматическое представление было не самостоятельным, а как бы дополняющим музыкальное представление. Основной публикой были аристократы, имевшие возможность посещать представления, и артисты были вынуждены не только показывать по 3-4 разных представления за один вечер, но и часто менять репертуар, чтобы высокопоставленному капризному зрителю не наскучило смотреть одно и то же.

Фото: Ludvig14, по лицензии CC BY-SA 3.0

И вот, наконец, 31 октября 1824 года была дана исключительно театральная, самостоятельная комедия в одном действии по французской пьесе П. Мариво «Завещание, или Кто кого перехитрит». Ставили водевили, французские комедии в стихах, а первая русская пьеса М. Н. Загоскина «Благородный театр» была поставлена 28 декабря в том же году.

Малый театр ставил на своей сцене Крылова и Фонвизина, Мольера и Гольдони, но, конечно, имя этого театра больше всего ассоциируется именно с Александром Островским.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru