Ко дню рождения Митрофана Пятницкого, основателя знаменитого русского хора

3 июля

3 июля 1864 года, 157 лет назад, родился Митрофан Пятницкий, русский и советский музыкант, певец, фольклорист, «собиратель» русских песен.

Митрофан Пятницкий с крестьянским хором. Фото: medvedkovo-juzhnoe.mos.ru

Ценитель и исполнитель русских народных песен, основатель и первый художественный руководитель знаменитого хора, носящего сегодня его имя, – Митрофан Пятницкий всю свою жизнь посвятил собиранию и сохранению этого богатства – русского певческого искусства. 

«Народная песня, – говорил он, – эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и ее надо спасать».

Государственный русский хор имени М.Пятницкого. Запись концерта из архива Гостелерадиофонда. 1963 год:

Митрофан Ефимович Пятницкий родился (21 июня) 3 июля 1864 года в селе Александровка Воронежской губернии, в многодетной семье священника, который был одним из лучших певчих в местной церкви. Не удивительно, что и Митрофан с детства увлекался пением и даже мечтал стать оперным певцом. Но поскольку семья жила бедно, то после церковно-приходской школы в 1876 году родители отправили сына в Воронежское духовное училище. Однако, учеба в семинарии не задалась – у Митрофана случился нервный срыв, и родители оставили его дома.

Тогда Пятницкий стал осваивать разные профессии – сначала выучился на слесаря, затем ушел на заработки в Воронеж, где устроился писарем в контрольной палате, а изучив бухгалтерское дело, стал работать экономом. Но уже тогда, как и в годы учебы в семинарии, Пятницкий был увлечен сбором народных песен, которые тщательно записывал, и параллельно брал уроки пения у музыкального педагога Л.М. Образцова, ставил голос.

Эти занятия не прошли даром, весной 1896 года его прослушали в консерватории и даже согласились принять на учебу, невзирая на возраст. Но несчастная любовь (его бросила невеста накануне свадьбы) привела к глубокой депрессии. Вместо поездки в Москву, поступать в консерваторию, Пятницкий вернулся в родительский дом и несколько месяцев чурался людей. В итоге его отправили в Воронежскую лечебницу для душевнобольных, а затем, стараниями друзей, он был переведен в подобную московскую лечебницу, но где применялись передовые методы лечения.

Государственный русский хор имени М.Пятницкого. Запись концерта из архива Гостелерадиофонда. 1984 год:

Лечение помогло, и через два года Пятницкий вновь смог общаться с людьми и устроился на работу делопроизводителем в эту же клинику в Москве, где проработал в 1899–1923 годах. Параллельно с работой он продолжил и свои занятия музыкой, не оставляя идеи стать профессиональным певцом, брал уроки вокала у известного московского педагога Камилло Эверарди и даже сумел подружиться с Шаляпиным, который его очень поддерживал.

Вот что рассказывает о Шаляпине и Пятницком «Коммерсантъ-Власть»:

 "В конце концов Пятницкий набрался смелости и обратился за помощью к оперной звезде первой величины Федору Шаляпину. Тот послушал его пение и направил к своему приятелю-барону. По замыслу Шаляпина на вечере у барона должно было состояться представление нового певца московской элите. Однако план с треском провалился. Во время фуршета перед выступлением Пятницкий ужаснулся своей неуклюжести, занервничал, а когда гости во время его выступления начали уходить, и вовсе не смог петь.

Наверное, все могло кончиться новым помрачением сознания. Но теперь врачи были рядом, а участливый знакомый дал Пятницкому замечательный совет — прекратить подражать итальянцам и начать петь народные песни, что получалось у него гораздо лучше. И Пятницкий занялся фольклором".

Продолжал Пятницкий и свою работу по сбору песен – путешествуя по деревням (по большей части воронежским), он записал (с помощью фонографа) более 400 русских народных песен в исполнении самих крестьян. Вскоре Митрофан и сам стал выступать на концертах, исполняя народные песни, которые слышал и любил с детства. Его все чаще стали приглашать не только на благотворительные вечера, но и на занятия со студентами по фольклору. В 1903 году он становится членом музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии.

После выхода в 1904 году книги Пятницкого «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского уезда)», он стал известен, а его вторая книга – «Жемчужины старинной песни Великой Руси» – пользовалась уже просто-таки невероятной популярностью. Причем Митрофан не ограничивался только собиранием песен и инструментальных наигрышей, еще он собрал большую коллекцию народных инструментов и костюмов.

В итоге, эта увлеченность народным музыкальным творчеством приводит Пятницкого к созданию ансамбля народной песни. Все началось в 1910 году, когда он встретил свою «музу» – 70-летнюю крестьянку Аринушку Колобаеву, обладавшую великолепным голосом и знавшую огромное количество песен. Она выступала с двумя дочерями и внучкой. Постепенно набрались и другие певцы. Так был создан хор из певцов Воронежской и Рязанской губерний (который впоследствии и был назван именем Пятницкого).

Митрофан Пятницкий его хор

Митрофан Пятницкий его хор. Фото: perunica.ru

Известный в то время композитор А.Д. Кастальский, поражённый успехом хора, писал: 

«Эти никому неведомые Николаи Ивановичи, Аринушки, Прасковьи Фёдоровны зачастую так владеют своим искусством в его целом (мелодия, гармония, контрапункт, музыкальная экспрессия), что нам трудно понять, как, занимаясь этим искусством между делом, можно так артистично его передавать слушателям, притом в совершенно необычной для исполнителей обстановке. Крестьянские концерты, устроенные М.Е. Пятницким, представляли в этом отношении высокий музыкальный интерес для нашей публики, давая возможность непосредственно слышать подлинные образцы музыкального исполнения, с его характерными тембрами голосов, своеобразным музыкальным орнаментом, дающие впечатление особой свежести и новизны даже для наших, привыкших ко всему ушей…».  

(Из статьи perunica.ru о Митрофане Пятницком).

В 1911 году хор под руководством Митрофана Ефимовича впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания и привлек внимание многих деятелей культуры. Успех пришел сразу, в 1912 году концерты хора проходили в консерватории, а песни «как на завалинке» завоевывали все больше поклонников. Хотя конкурентов у хора было тогда немало, и среди них настоящие профессиональные коллективы. Однако выступали они преимущественно в ресторанах (поскольку это приносило в то время наибольшую выгоду), а Пятницкий ресторанами брезговал – он мечтал о высоком искусстве.

Но с началом Первой мировой войны выступления хора пришлось приостановить – многих хористов забрали в армию. Пятницкий не сдавался – он «перетягивал» уцелевших хористов в Москву, устраивал их на работу, а вечерами репетировал. Работая в одной из московских больниц, куда поступали раненые, Пятницкий из их числа создал так называемый «хор инвалидов», с которым продолжал выступать. Но потом началась революция…

Полностью собрать и восстановить хор как исполнительский коллектив Митрофану Ефимовичу удалось лишь в 1919 году, он объединил вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен, переселившихся в Москву из отдаленных сел и деревень. Вскоре хор вновь стал известным и популярным, и по его примеру было создано большое количество профессиональных хоров.

Сам же Пятницкий, оставаясь бессменным художественным руководителем хора до конца жизни, также занимался педагогикой – в 1921–1925 годах он преподавал пение в Третьей студии МХАТ. В 1925 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста Республики.

На одном из выступлений хора прослезился от умиления и восторга Сталин, после чего хор стал любимцем партийной элиты. Музыковед В.М. Щуров написал в своих заметках:

“...начали учитывать не только голосовые данные, но и музыкальную подготовку. Проводились регулярные занятия по музграмоте, сольфеджио, песни разучивались по вокальным партиям. Звучание стало мягче, благозвучнее; несценичным певцам пришлось уволиться. Профессиональная выучка певцов повысилась, но при этом в значительной мере была утеряна самобытность, почвенность. 

С приходом нового балетмейстера, молодой тогда Татьяны Алексеевны Устиновой, танцоры всё более вынуждены были следовать правилам французского классического балета: вытянутый носок, жёсткие позиции, единообразие движений, каскад виртуозных трюков... 

Публике нравились внешне эффектные танцы, но всё это далеко ушло от подлинно народной хореографии, предполагающей импровизацию, индивидуальность в ансамблевом взаимодействии. Таким образом, к концу 30-х годов сформировался новый облик хора, ставший эталонным для других профессиональных и самодеятельных народных хоров”.

(Цитата по статье perunica.ru о Митрофане Пятницком).

21 января 1927 года Митрофан Ефимович Пятницкий скончался в Москве, где и был похоронен на Новодевичьем кладбище. В память о нем хор получил имя своего создателя, и сегодня Государственный русский народный хор им. М.Е. Пятницкого, как и много лет, продолжает вести большую концертную и творческую деятельность.

Дарья НасибулинаСпециально для Журнала Calend.ru