Пять Пашкиных бед

31 мая

Первой бедой первоклассник Пашка Королев считал свой аппетит. «Эх, если бы мне совсем не хотелось есть, — мечтал мальчишка, — я бы и учился лучше». Мысли о еде не оставляли даже после обеда в школьной столовой. Он раньше всех справлялся со своей порцией макарон и косился на одноклассников, вяло ковыряющих вилкой остывшую сосиску. В столовой Пашка набивал карманы кусками хлеба, а иногда и кусочками яблок, которые раскладывали на общих тарелках. Пашка старался делать это незаметно, но как скрыть, когда за тобой наблюдает столько глаз? Кто-то рассказал об этом учительнице Ксении Григорьевне, и та, подозвав мальчика к себе на перемене спросила, зачем ему хлеб.

Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

— Собаку кормить, — ответил Королев, пряча глаза, врать он не умел.

— Ну-ну, — ответила учительница, косясь на половинку яблока, торчащую из кармана школьника.

Второй бедой Пашки была зима. Летом было весело, в дачный поселок, где они жили вдвоем с бабкой, приезжали ребятишки, они давали Пашке свои велосипеды, угощали вкусными бутербродами, а он водил их на пруд ловить рыбу или купаться. Их родители такой дружбе не радовались, а за самовольные прогулки до пруда и вовсе кричали, но Королев не унимался. Ему нравилось, что «городские» слушают, как он переплывает пруд и учатся насаживать на крючки червяков. А девчонки и вовсе визжат, стоит им этого червяка только показать.

А зимой было плохо, в поселке оставались жить всего несколько семей, и детей, кроме Пашки, не было. Мальчик редко гулял по улице, разве во дворе играл с Мушкой, своей собакой. Но чаще всего они с бабкой бродили по соседним участкам в поисках дров, маленькую печку надо было топить днем и ночью. Иногда бабка пропадала на целый день, а то и два, возвращалась больная, опухшая. Пашка боялся оставаться один, он приводил со двора Мушку, вдвоем было не так страшно. Мальчик ставил на печку закопченный чайник, доставал из шкафчика пакеты с сухой лапшой и заваривал ее себе и собаке.

Третьей Пашкиной бедой была мама. Она приезжала очень редко, он плохо ее помнил, хоть и очень старался запомнить, у нее всегда были разные волосы — то белые, то черные, а в последний раз вообще была похожа на дядьку с рыжими волосами. Когда-то, когда он был еще маленький, мама привозила ему игрушки и даже жила в их с бабкой домике долго, целую неделю. А потом они с бабкой ругались, и мама опять куда-то уезжала. Он немного боялся мамы, бабка говорила, что та непутевая и его погубит.  Мальчик часто представлял себе, как приедет мама и увезет его в город к летним друзьям. Будут они жить в большом доме и гулять на детской площадке, а еще мама купит ему мотоцикл и новый телефон с играми.

Телефон и был четвертой бедой Королева. Он давно хотел смартфон, как у Каринки с соседнего участка, она все лето хвалилась закачанными играми, даже разрешала поиграть. У Пашки был старый, с кнопками, его оставила мама, когда была в последний раз.

Он не знал, кто оставил смартфон на подоконнике в спортивном зале, просто заметил его за занавеской. Незаметно подошел к окну, и вот уже экран приятно холодил грудь под рубашкой. Физкультура была последним уроком, и через пять минут Пашка был на улице, на ходу застегивая куртку. Дома он попытался включить телефон, но экран никак не хотел загораться, за этим занятием его и застала бабка. В углу он простоял больше часа, до того времени, пока не пришел дядя Юра, он часто приходил к бабке в гости.

Ксения Георгиевна изучала личное дело ученика Королева, удивительно, как она раньше не поняла, что мальчик живет в дачном поселке. Мать ребенка она никогда не видела, да и бабушка появлялась редко. Паша плохо одет, неопрятен, видно, что моется редко. Ксения Георгиевна посмотрела по карте, как добраться до дома ученика, купила фруктов и сладостей в магазине и отправилась в гости.

Пятой бедой Пашки стала учительница. Пришла без приглашения в дом, а тут бабка с дядей Юрой пьяные, гуляют на деньги, вырученные с проданного телефона. Посмотрела Ксения Георгиевна, как живет Пашка, и вызвала полицию. И вот сидит теперь Пашка в отделении, ждет, когда за ним приедут из детского дома и плачет. А учительница протягивает ему пакет с фруктами и шепчет:

— Все будет хорошо, Пашенька.

Хорошо, говорит, а откуда она знает?

31 мая 1935 года принято постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»

Елена Гвозденко
Елена ГвозденкоСпециально для Журнала Calend.ru