Как воспитать нового Кулибина?

15 января

17 января отмечается День детских изобретений. Дата праздника не случайно совпадает с днем рождения  Бенджамина Франклина, государственного деятеля США, дипломата, ученого, изобретателя, журналиста. В 12 лет юный Бен изобрел пару ласт для плавания, которые одевались как на ноги, так и на руки. Позже он стал автором множества открытий.

Детство — прекрасное время для свободного творчества. Фото: depositphotos, stetsik

Что изобрели дети?

  • Шрифт Брайля изобрел 15-летний Луи Брайль. Ослепший в 5 лет, он не утратил жажды знаний. Прочитав все 14 книг для слепых, которые были в библиотеке, он решил изменить подход к осязательной литературе, применив для азбуки армейский шрифт из точек и кодов.
  • Первый снегоход в 1923 году придумал  16-летний канадец Жозеф-Арманд Бомбардье, приделав к санкам мотор от старого отцовского автомобиля Ford. Через несколько лет, немного усовершенствованный, снегоход вышел на рынок.
  • 15-летний американец по имени Джек Андрак собрал прибор, который определяет рак поджелудочной железы на ранней стадии. Прибор, не уступая в точности аналогам, оказался в 168 раз быстрее и в тысячи раз дешевле.
  • Московский семиклассник Дмитрий Резников изобрел зубную щетку для космонавтов, которой нет аналога в мире.

Детской творческой энергии не мешают ни опыт, ни стереотипы. Как же не просмотреть в ребенке юного изобретателя, какие качества нужны для развития творческого потенциала?

Креативность – умение видеть проблему под неожиданным ракурсом и находить нестандартные подходы к решению. Существует гипотеза, что креативность присуща каждому человеку от рождения, но под действием правил, установок она стирается. Очень важно сохранить творческий потенциал, развивать фантазию одновременно с развитием логического мышления и внимания, активного восприятия.

Творчество гораздо шире рисования, музыки, танцев, развивать креативное мышление надо с очень раннего возраста, в первую очередь, создавая атмосферу стимулирования воображения.

Несколько игр на развитие воображения

  • Предложите ребенку дорисовать какой-то значок, каракули до образа.
  • Рисуем музыку и напеваем картины.
  • Придумываем волшебные объекты и истории, с ними связанные:

Это не вентиляция, а вход в пещеру, в ней живут маленькие человечки – чистильщики воздуха.

Игра — фантазия «Если бы»

Придумайте фантазийный контекст и предложите ребенку дополнить предложение:

  • Если бы коты летали…
  • Жирафы были почтальонами…
  • Мы жили бы на льдине…

Игра «Превращалки»

Превращаем самые обычные предметы и фантазируем по поводу их использования.

  • Ложка превращается в потерянный инопланетянами руль космического корабля.
  • Скатерть в платок великана, который живет в шкафу.

Развиваем внимание и память. На прогулке стараемся запомнить как можно больше объектов и потом проверяем.

  • Сколько этажей в доме, мимо которого мы прошли?
  • Сколько деревьев у нашего подъезда?
  • Какого цвета лавочка?

Как можно чаще сочиняйте с детьми рассказы и сказки, привлекайте их к решению мелких бытовых проблем, например, обсуждайте, где и почему лучше повесить полку. Дискуссии, обсуждения развивают творческий потенциал.

А главное — обязательно выслушивайте все детские фантазии, не высмеивайте их, а поощряйте за конструктивность. Кто знает, может перед вами новый Кулибин? 


Автор — Елена Гвозденко 

Елена ГвозденкоСпециально для Журнала Calend.ru