Как рождались любимые фильмы. Ко дню рождения Леонида Гайдая

30 января

Его комедии знают наизусть, цитаты из фильмов давно ушли в народ, и сейчас уже трудно представить, что мы могли бы никогда не увидеть обаятельного Шурика, великолепную троицу Труса, Балбеса и Бывалого, путешествия во времени Ивана Грозного.

Сразу же после выхода первой комедии Леонида Гайдая «Жених с того света», картину, высмеивающую бюрократов, подвергли жесткой цензуре. Ее сократили вдвое, вырезав «крамольные» эпизоды. В ответ на это варварство молодой режиссер дал себе слово никогда не снимать комедии. И как же хорошо, что слова своего не сдержал. После провала картины он уехал на родину в Иркутск, и там, в старом номере газеты «Правда», прочел фельетон и написал сценарий к фильму «Пес Барбос и необыкновенный кросс».

«Работа над фильмом «Пес Барбос и необыкновенный кросс» шла легко, доставляла удовлетворение. Было снято огромное количество полезного материала. И Гайдай проявил великое мужество, вырезая из картины огромные куски. Он ведь вырезал их с кровью, ибо в каждом из кусков было много смешного», — вспоминал потом Юрий Никулин, исполнитель роли Балбеса.

Именно в работе над этим фильмом проявился узнаваемый Гайдаевский стиль, точность шуток, продуманный ритм, размеры. Картина сделала Гайдая известным, ее номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале, перевели на несколько языков.

фильм Гайдая, Пес Барбос и необычный кросс

Кадр из фильма «Пес Барбос и необычный кросс»

Сразу же после этой комедии сняли «Самогонщиков». Сценарий к ним также написал Гайдай.

Следующие его картины зрители ждали с нетерпением. Экранизацию рассказов О. Генри «Деловые люди» посмотрело больше 20 млн. человек.

В августе 1965 года в прокат выходит комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Две новеллы Якова Костюковского и Мориса Слободского режиссер дополнил третьей, в которой герой встречается с уже известной троицей.

На площадке царила свобода, Гайдай всегда считал актеров соавторами, и сценарий переписывался, дополнялся в процессе съемок. После отснятого эпизода, камеру не выключали, а режиссер всегда подбадривал актеров: «Дальше, дальше». Это стимулировало группу к постоянным импровизациям, часто из них рождались новые шутки фильма.

В следующем фильме известная троица появилась в последний раз. И в картине «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» сценарий редактировался прямо во время съемок. В этом фильме Гайдай сделал акцент на зрелищности — динамизм завораживал. Специально для картины поэт Леонид Дербенев и композитор Арно Бабаджанян создали несколько песен, в том числе «Песенку о медведях».

В 1967 году фильм стал самым кассовым у советских зрителей.

Сценарий «Бриллиантовой руки» родился из заметки газеты «За рубежом» о контрабандистах, перевозивших драгоценности в гипсе. Его Леонид Гайдай написал вместе с Костюковским и Слободским.

Премьера картины состоялась в апреле 1969 года, и опять она заняла первое место в прокате.

Он очень хотел снять «Бег» Михаила Булгакова, но о не получил разрешения от Государственного Комитета по кинематографии. Тогда он взялся за съемку «Двенадцати стульев», экранизацию романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Этот фильм ему «уступил» Гия Данелия, который готовился снять эпопею стульев, но, по его словам, «перегорел».

Гайдай возвращается к Михаилу Булгакову, в этот раз экранизирует пьесу «Иван Васильевич», а потом была работа по экранизации Зощенко, фильм «Не может быть».

В 1980-х годах появляются «За спичками», по повести Майю Лассила и «Спортлото-82».

Дальнейшие его картины «Опасно для жизни!» и «Частный детектив, или операция «Кооперация» не пользовались таким же успехом.

Последняя его режиссерская работа, картина «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», вышла за несколько месяцев до его смерти.

Почти каждый фильм Леонида Гайдая входит в золотую коллекцию советского кинематографа.

Елена Гвозденко
Елена ГвозденкоСпециально для Журнала Calend.ru