25 августа 1930 года родился режиссёр Георгий Данелия

Вся мощь таланта грузинского рода: дворянские корни Георгия Данелии

25 августа

Георгий Данелия — это имя звучит в истории советского кинематографа как синоним удивительно тонкого, но при этом близкого каждому зрителю юмора. Его фильмы — «Мимино», «Кин-дза-дза!», «Осенний марафон» — не просто классика, они уже часть культурного кода целых поколений. Но за ним, как и за каждым великим человеком, стоит талант, взращенный богатой, многослойной историей рода, вобравшего в себя дух эпох, традиций и выдающихся судеб.

Георгий Данелия. Кадр из фильма «Кин-дза-дза!», киностудия «Мосфильм», 1986 г.

Его мать, Мери Ивлиановна Анджапаридзе, принадлежала к древнему грузинскому дворянскому роду, чьи корни уходят в сердце Мингрелии, а ветви простираются от сцен театров до лабораторий вирусологии, от режиссёрских пультов до политических трибун.

Сегодня рассказываем не просто о генеалогии гения — сегодня поговорим о силе наследия, о роде Анджапаридзе, каждый представитель которого, будь то актёр, режиссёр, учёный или борец за свободу, оставил свой след в истории.

Анджапаридзе из Мегрелии

Род Анджапаридзе происходил из Мегрелии (Мингрелии), это историческая область в Западной Грузии, которую населяли мингрелы или мегрелы, субэтническая группа грузин, разговаривавшая на мегрельском языке, который от грузинского отличался.

Местное население считает, что под знаменитой Колхидой в античных мифах подразумевается именно Мингрелия, а сами мингрелы – это потомки колхов. Об этом свидетельствовал также итальянский миссионер и путешественник А. Ламберти, который в 17 веке жил в Мингрелии несколько десятилетий, однако, современная наука не нашла пока этому доказательств. Эту местность также называли Одиши в эпоху Средневековья.

Мингрелия была полунезависимым княжеством, которым владел род Дадиани, в качестве автономной единицы оно входило в состав Российской империи. Кстати сказать, сам Берия был выходцем из Мингрелии, и в советское время получило широкую известность так называемое Мингрельское дело, которое расследовало деятельность советской грузинской партийной номенклатуры – ставленников Берии из числа его земляков.

Сейчас в Грузии есть регион Самегрело-Верхняя Сванетия, в который входит город Зугдиди, историческая столица Мингрелии, где до сих пор сохранился дворец князей Дадиани образца XIX века.

Первое упоминание о фамилии Амджапаридзе относится к середине XIII века. В конце 19 века в Российской империи этот род был внесен в «Именный посемейный список лицам, признанным в тавадском и азнаурском достоинстве по Мингрелии».

Мери Ивлиановна Анджапаридзе

Мать Георгия Данелии, хоть и родилась в семье нотариуса, воспитывалась в атмосфере творчества. Она окончила экономический факультет Национального университета в Тифлисе и какое-то время работала экономистом, но стала известной как советский кинорежиссер.

Супруг Мери Ивлиановны, Николай, был переведен в Москву, чтобы работать в Мосметрострое, и мать будущего великого режиссера, который к тому времени уже немного подрос, пошла работать на Тбилисскую киностудию ассистентом режиссёра и режиссёром, а после попала на «Мосфильм», где, помимо всего прочего, выпускала киножурнал «Фитиль».

Среди ее работ – снятый совместно с Михаилом Чиаурели фильм «Падение Берлина», за который Мери Ивлиановна была удостоена Сталинской премии первой степени.

Мать Грузии Верико

Еще одна знаменитая представительница этого удивительно талантливого грузинского рода — ее сестра Верико Анджапаридзе, также посвятившая свою жизнь театру и кино. Народная артистка СССР Верико Ивлиановна известна не только как актриса, но и как режиссер и педагог. Она удостоена трёх Сталинских премий и четырёх орденов Ленина.

Еще при жизни ее считали классиком и легендой грузинского театра и кино, называли «Матерью Грузии» или просто – Верико. Как и ее подруга Фаина Раневская, Верико Ивлиановна была женщиной остроумной, саркастической, обладала непростым характером, взрывным темпераментом. Студентам Тбилисского театрального института имени Ш. Руставели и театральных студий, где она преподавала, приходилось нелегко. Из девяноста прожитых лет семьдесят провела на сцене.


В театральных кругах с ее именем связана одна легенда: якобы, в 1900 году, когда праздновалось начало нового столетия, маленькую Верико поднял на руки поэт Акакий Церетели и сказал: «Ты должна прославить свою родину в новом веке!». Так и случилось.

«Тот Анджапаридзе, от которого убежал Кузнецов»

Еще один выдающийся представитель рода — Заслуженный работник культуры РСФСР, кандидат филологических наук Георгий Андреевич Анджапаридзе, который известен как переводчик, литературовед и литературный критик. Его имя было известно каждому, кто имел даже косвенное отношение к отечественной индустрии книгоиздания. Он вошел в историю литературы как крупнейший теоретик жанра детектива, посвятил годы составлению и изданию сборников произведений Олдоса Хаксли, Уильяма Голдинга, Ивлина Во и Кейта Уотерхауса.

С его именем, кстати, был связан один скандал: в конце шестидесятых именно Георгий Анджапаридзе в качестве переводчика сопровождал советского писателя Анатолия Кузнецова, написавшего «Бабий яр», в Лондон, когда Кузнецов оставил сопровождающего его молодого переводчика и исчез. Позже выяснится, что писатель возвращаться на родину не собирался и обратился к правительству Великобритании с просьбой предоставить ему политическое убежище. Сам Анджапаридзе со смехом признавался потом, что если его и запомнят, то как «того самого Анджапаридзе, от которого убежал Кузнецов».

Отец и дочь – музыкальная гордость Грузии

Талантливым представителем знаменитого рода стал и оперный певец, театральный режиссёр и педагог, Народный артист СССР Зураб Иванович Анджапаридзе. С 1959 по 1970 год он как лирико-драматический тенор солировал в Большом театре, а позже в Кутаисском оперном театре, Армянском театре оперы и балета им. А. Спендиарова в Ереване ставил спектакли в качестве режиссера. Много гастролировал, его голос можно услышать на грампластинках.

Именно Зураб Иванович стал первым председателем Международного конкурса им. Д. Андгуладзе в Батуми в 1996 году, а также его приглашали в качестве члена жюри на международные конкурсы вокалистов, к примеру, на V Международный конкурс им. П. Чайковского. Исполнял партии Германа в «Пиковой даме» П. И. Чайковского в 1970 году, партию Дона Карлоса Верди, партию Хозе в «Кармен» и многие другие.


Его дочь Этери Анджапаридзе достойно продолжила этот славный род: она стала выдающейся пианисткой, победила в Монреальском международном конкурсе исполнителей, а записанный ею альбом с сочинениями Зеза Конфри был номинирован на премию «Грэмми».

В современной культуре также есть интересные представители этого рода. К примеру, продюсер и кинооператор Дмитрий Анджапаридзе, который работал над сериалом «Остров», снимал сериалы «Спасти босса», «Две легенды», «Не плачь по мне, Аргентина» и многие другие. А также продюсер и режиссер Леван Анджапаридзе, снявший такие знаковые для грузинского кинематографа фильмы, как «Мой враг — мой брат!» и «Есть такая страна».

Политика и вирусология: отцы и дети

Конечно же, нельзя не упомянуть тех представителей дворянского рода Анджапаридзе, которые не внесли свой вклад в культуру, но прославили свою фамилию в других сферах.

Отар Георгиевич Анджапаридзе стал знаменитым вирусологом, основал Институт вирусных препаратов Минздрава СССР/РАМН в Москве, который носит его имя. Хотя изначально мечтал стать хирургом, но у него были проблемы со зрением, так что не срослось. Зато в качестве вирусолога он написал более четырех сотен монографий и трудов и являлся экспертом по вирусным инфекциям мирового уровня.

Еще отец — также очень интересный представитель рода Анджапаридзе. Это Георгий (Гизо) Несторович, который приходился знаменитой Верико троюродным братом. Он был юристом, известным политическим деятелем.

Интересно то, что поначалу Гизо Анджапаридзе выступал на стороне революционных движений в 1905 году, был членом Российской социал-демократической рабочей партии, а после февральской революции 1917 года стал председателем Совета рабочих и солдатских депутатов Батума. Но с приходом советской власти был арестован, а после освобождения стал одним из организаторов антисоветского восстания 1924 года. Неоднократно его арестовывали за антисоветскую деятельность, сослали в Сибирь, а в 1937 году расстреляли в Иркутске. Правда, в 1957 году он был реабилитирован посмертно.

Судьба Георгия Данелии — это не просто история талантливого режиссёра, сумевшего соединить абсурд и душевность, смех и трагедию. Это продолжение многовековой династии, где каждый представитель рода Анджапаридзе, будь то Верико, Зураб, Георгий-переводчик или вирусолог Отар, шёл своим путём, но с одинаковой страстью, упорством и стремлением к высокому. Дворянские корни, казалось бы, могли стать лишь исторической деталью, но в случае с Анджапаридзе они превратились в метафору ответственности перед искусством, наукой, родиной. Георгий Данелия, воспитанный в атмосфере творческой интеллигенции, стал тем, кем и должен был стать — художником с большой буквы, чьи фильмы говорят на языке, понятном всему миру. Его судьба – еще одно доказательство того, что истинное дворянство измеряется не титулами, а делом, талантом и силой духа. Вся мощь таланта грузинского рода — Анджапаридзе — нашла своё отражение и в его кинематографическом наследии.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru