12 апреля 1823 года родился русский драматург Александр Островский

«Свои люди — сочтёмся»: комедия, прославившая Александра Островского и обидевшая московское купечество

12 апреля

Среди произведений Александра Островского есть такие, по которым русский классик, драматург более всего узнаваем. Это «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница». Но есть среди них такая пьеса, которая сделала драматурга знаменитым, принесла ему успех и восторженные отклики таких классиков русской литературы, как Гоголь и Толстой, но при этом принесла автору и очень большие неприятности.

Это комедия «Свои люди – сочтемся», которая первоначально называлась «Несостоятельный должник» или «Банкрот».

Комедия эта была написана в 1849 году, и впервые публичное чтение ее состоялось в доме Михаила Погодина в присутствии Николая Гоголя 3 декабря 1849 года.

Александр Островский

Александр Островский. Портрет работы В. Г. Перова. 1871 г. Фото: общественное достояние

Сюжет комедии рассказывает о богатом московском купце Самсоне Силыче Большове, который, не желая отдавать долг по кредиту, организует при помощи стряпчего Сысоя Псоича Рисположенского свое фиктивное банкротство. У Большова есть дочь Липочка, которая планирует выйти замуж за благородного человека, дворянина, и приказчик Большова Подхалюзин пытается расстроить помолвку, обращаясь за услугой к свахе Устинье Наумовне и стряпчему. В итоге купец остается обманут, а Липочка, прельстившись обещаниями Подхалюзина, забывает об отце и выбирает вольную жизнь в достатке.

В 1850 году пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин», она имела невероятный успех, причем не только у читателей, но и у маститых писателей. К примеру, Иван Гончаров особо указывал на то, какое у автора знание русского языка, на его знание «сердца русского человека», а также указывал на «искусное введение в комедию драматического элемента». Лев Толстой также отзывался восторженно о пьесе: «Вся комедия — чудо… Островский не шутя гениальный драматический писатель».

Несмотря на это, пьесу начали преследовать жуткие скандалы.

Во-первых, московское купечество, особенно влиятельные его представители, были очень обижены тем, как сословие неприглядно изображено в комедии. Цензор М. А. Гедеонов написал отрицательный отзыв на комедию, где говорил о том, что «Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха, отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». Влиятельные представители купечества Москвы жаловались высокому начальству на автора комедии, говоря о том, что он оскорбляет достойных людей. В итоге Николай I лично распорядился запретить постановку комедии с формулировкой «… напрасно печатано, играть же запретить…». Более того, Александр Николаевич был уволен со службы в Коммерческом суде и отдан под надзор полиции. Этот надзор сняли с него только после того, как престол занял Александр II. А постановка пьесы стала возможной только в 1861 году, да и то в сокращенном виде. И только в 1881 году в частном театре Анны Алексеевны Бренко пьеса была поставлена полностью.

Большов — К. Н. Рыбаков, Подхалюзин — М. П. Садовский. «Свои люди — сочтемся» А. Н. Островского в Малом театре (1892).

Большов — К. Н. Рыбаков, Подхалюзин — М. П. Садовский. «Свои люди — сочтемся» А. Н. Островского в Малом театре, 1892 г. Фото: общественное достояние

Но это был не единственный скандал, который спровоцировала публикация этой пьесы.  В журнале «Москвитянин», который издавал университетский профессор М. П. Погодин, под текстом пьесы значилось два автора: «А. О.» и «Д. Г.». Вторые инициалы принадлежали провинциальному актеру Дмитрию Гореву-Тарасенкову, который сотрудничал с драматургом при работе над одной из сцен. Но именно этим фактом воспользовались недоброжелатели Александра Николаевича: его обвинили в плагиате. По Москве поползли зловещие слухи, и если поначалу слухи воспринимались как нелепость, то постепенно они стали нарастать и приняли характер поистине угрожающий и масштабный, настолько, что даже Тургенев в своем селе Спасское-Лутовиново услышал о них.

Актер Горев-Тарасенков явился в Москву в 1853 году и вступил в открытую борьбу с Островским. Все понимали, что за ним стояли могущественные люди из числа недоброжелателей Островского. В частности, об этом актере Гореве-Тарасенкове писал знаменитый собиратель и исследователь русских сказок А.Н. Афанасьев:

«... провинциальный актер и пьяница, которого можно заставить молчать 50-ю целковыми».

Островский тяжело переживал все эти слухи. Он написал Гореву письмо, в котором просил отказаться от своих заявлений, надеясь на его благородство. Там есть строки, напоминающие актеру о том, как они с Островским вместе работали над комедией, которая после была опубликована под двумя именами, и о том, как Горев бросил работу и уехал, предоставив Островскому самому заканчивать пьесу:

«Когда я Вас спросил, что делать с комедией, которая только что начата, Вы говорили мне, чтобы я оканчивал ее один, печатал и ставил на сцену, что я и должен писать ее один, что Вы мне будете только мешать, что Вы мне в этом деле не пара, и говорили с дружеским горячим расположением и со слезами». 

Но Горев ожидания Островского обманул — не отказался от притязаний и обвинил Островского в том, что тот полностью присвоил пьесу «Банкрот», которая была написана Горевым. Он был категоричен в своих обвинениях, и даже некоторые из самых близких друзей Островского засомневались в честности драматурга.

Понимая, что клевету можно опровергнуть только творчеством, Островский ускорил работу над комедией «Бедность не порок», чтобы доказать свою способность как драматурга написать произведение, подобное комедии «Свои люди — сочтемся!». Чтение новой комедии в московских кружках прошло с оглушительным успехом. И этот успех был крахом всех обвинений Горева. Островский писал:

«Уже в чтении эта пьеса имела в Москве такой успех, какого не имела до сих пор ни одна моя комедия... Эта комедия совершенно замазала рот распускателям нелепых слухов в Москве»; все это «вознаградило за неприятности, перенесенные мною в последнее время». 

Мемориальный дом-музей А. Н. Островского в Щелыкове, Костромской области. Дом построен в XVIII веке и с тех пор не перестраивался.

Мемориальный дом-музей А. Н. Островского в Щелыкове, Костромской области. Дом построен в XVIII веке и с тех пор не перестраивался. Фото: Almapater44, по лицензии CC0

Конечно же, такая незавидная судьба комедии и трудности, которые ей пришлось преодолеть на пути к славе, не только закалили характер автора, но и помогли оформить, отточить его авторский стиль, который стал узнаваемым, самобытным, не похожим на других.

Предлагаем сегодня вспомнить некоторые цитаты из произведений Островского и еще раз насладиться бесподобным языком, острым умом и глубокой мудростью человека, умевшего видеть в других людей со всеми их особенностями, интересными чертами, слабостями и сильными сторонами, достоинствами и недостатками.


Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru