29 ноября 1930 года родилась Нина Гребешкова

Совсем не в тени знаменитого мужа. Несколько слов про Нину Гребешкову

29 ноября

Наверное, нет нужды говорить о том, что Нина Гребешкова была супругой известного режиссёра Леонида Гайдая. Их союз был настолько крепким, что даже писать только про одну Гребешкову без Гайдая не всегда получается.

Кадр из фильма «Не может быть!», киностудия «Мосфильм», 1975 г.

Считается, что успех талантливых людей во многом обеспечен поддержкой их спутников жизни. Нина Гребешкова и не скрывала того, что самой её выдающейся ролью была роль жены Леонида Гайдая. Совместная жизнь их началась в середине 50-х годов и продлилась четыре десятилетия. В этой жизни было всё: и радостные моменты и непростые периоды. Недобрые языки судачили, что у Гайдая был несносный характер, многие жалели его супругу, но она предпочитала не распространяться на людях о том, что происходило в её семье. Вообще она полагала, что если ей удалось пережить такие испытания как война и голод, всё остальное по сравнению с  ними было просто мелочами.

Надо сказать, что пережитые тяготы войны и первых лет после её окончания, как ни странно, впоследствии вспоминались актрисой с теплотой. Именно тогда закалились её характер, сформировались непоколебимая вера в лучшее, выносливость и умение жертвовать собой. Эти качества, словно отметины, навсегда отпечатались на личности Нины Гребешковой, сопровождая её до конца жизни.

Да и во время войны, как она частенько повторяла, ей повезло: находясь в эвакуации в Пензенской области, она, в отличие от многих сверстников, имела возможность учиться. Но учителями её были не выпускники педагогического училища – её учили педагоги академии имени Фрунзе! Как говорится, «не было бы счастья…»

Видимо, преподаватели академии настолько запали в сердце девочки, что она, глядя на них, тоже загорелась желанием стать учительницей младших классов. Неизвестно, как на это отреагировала мать Нины – ведь ни у неё, ни у отца не было образования: сама она работала портнихой, отец был маляром. Однако, какой бы эта реакция ни была – мечта эта позже изменилась. Влечение к актёрской профессии зародилось у Гребешковой, когда она училась уже в старших классах. На это повлиял отец её приятельницы, поэт Владимир Луговской. Его увлекательные рассказы о мире театра и кино пробудили в ней желание попробовать свои силы. К тому же, её подруга, Мария Луговская, тоже мечтала о сцене. После окончания школы они вместе подали документы в театральный вуз.

Нина успешно прошла вступительные испытания во ВГИК с первой попытки и была зачислена на курс Герасимова, в мастерскую В. Белокурова и В. Ванина.

С Гайдаем они учились вместе. Только Нина на актёрском отделении, а Гайдай на режиссёрском. Студенческие посиделки в общежитии не были редкостью, и вот на одной из таких вечеринок Леонид обратил внимание на скромную, молчаливую девушку. Между ними была разница 7 лет, более того – Леонид прошёл всю войну, имел награды. Нина не то, чтобы боялась – нет, она как-то стеснялась влюбившегося в неё молодого человека. Поэтому на предложение связать жизни брачными узами она без раздумий ответила «да».

Вообще, к тому времени Нина Павловна уже снималась в фильмах, в то время как Гайдай оставался практически неизвестным. Дебют в фильме «Смелые люди», затем две эпизодические роли в фильмах «Спортивная честь» и «Сеанс гипноза», более масштабные роли в фильме «Девочка ищет отца» и «Звёздный мальчик» привели к тому, что публика постепенно полюбила актрису. Гайдай по советским меркам был интеллигентным, но при этом очень бедным. Провожая свою любимую домой, он оставался ночевать в парке, так как Нина жила на краю города, достаточно далеко от дома молодого человека. Доехать до своего жилища он мог только на электричке, но у него часто не было денег. Когда Нина узнала правду, она была ошеломлена, но мужчина успокоил её, убеждая, что если он и остаётся в парке, то только потому, что просто не успевает на последнюю электричку.

Кадр из фильма «Девочка ищет отца», «Беларусьфильм», 1959 г.

После того, как Нина Павловна вышла замуж за Гайдая, она играла в его фильмах. Считалось, что Гайдай неохотно брал свою жену в свои фильмы, однако дело обстояло немного не так. Иногда Нина не могла отпустить мужа на съёмки одного, потому что, вернувшись с фронта, он страдал болями в желудке. Поскольку лучшим средством при гастрите является диета, супруга ехала вместе с ним, постоянно следя за тем, чтобы он вовремя принимал лекарства. Она же готовила ему отвары и варила каши и лёгкие супы. Так случилось на съёмках «Кавказской пленницы». В качестве своеобразной благодарности за уход Леонид Гайдай предложил супруге небольшую роль помощника врача в психиатрической лечебнице.

Второй похожий случай произошёл накануне съёмок фильма «Не может быть!» И вновь каши, целебные отвары, неусыпный контроль за правильным и своевременным питанием. Правда, в этот раз роль у Нины Гребешковой была далеко не эпизодическая. Она сыграла Анну Васильевну Горбушкину – жену проворовавшегося бухгалтера. Сыграла ярко, блестяще – создав очень запоминающийся образ.

Фильм «Бриллиантовая рука» окончился тем, что зрители, поверив в то, что актриса, являющаяся женой Юрия Никулина только по фильму, была действительно спутницей его жизни, начали присылать Гребешковой гневные письма, упрекая её в том, что она «переметнулась» к Гайдаю. «Как вы могли?» – заканчивались послания, написанные советскими зрителями.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука», киностудия «Мосфильм», 1969 г.

Мало кому известно, что Нина Гребешкова, которой муж предложил роль жены Семёна Семёновича Горбункова, на самом деле хотела сыграть роль управдома, на которую уже была утверждена Нонна Мордюкова. Но Гайдай сразу отмёл эту мысль, понимая, что «домоправительницы» лучше Мордюковой ему не найти.

Сейчас и зрителям трудно представить себе кого-то другого на месте вездесущего управдома, которую блестяще сыграла Нонна Викторовна. Гайдай оказался прав: мала вероятность, что его супруга справилась бы с этой ролью.

Но поскольку съёмки проходили в Баку, где радушные азербайджанцы постоянно угощали съёмочную группу местными блюдами, в которых было много острых приправ, Гребешковой снова пришлось играть роль не только в кино. Одновременно она была на боевом посту и зорко следила за здоровьем мужа.

Воистину талантливым людям нужны не столько талантливые, сколько добросердечные и внимательные жёны.

Магдалина Гросс
Магдалина ГроссСпециально для Журнала Calend.ru