13 марта 1913 года родился Сергей Михалков, писатель, поэт, автор

Сергей Михалков и его друг Эль-Регистан: как два военкора Гимн написали

13 марта

Для каждого из нас Сергей Михалков – свой. Для кого-то Сергей Владимирович – автор любимых детских стихов и знаменитого «Дяди Степы», для кого-то – автор Гимна нашей Родины, для кого-то – отец своих не менее знаменитых сыновей Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского. Каждый из нас знает его в большей или меньшей степени, но, что важно, знает обязательно.

Одной из важнейших вех творчества Сергея Михалкова стало написание Гимна Союза Советских Социалистических Республик. Написал он его в соавторстве со своим другом-фронтовиком по фамилии Эль-Регистан. Как же так получилось, что два фронтовика стали авторами главной песни свой Родины и навсегда вписали свои имена в историю советской культуры? И кем был соавтор Сергея Михалкова Эль-Регистан?

Президент России В. В. Путин вручает С. В. Михалкову орден Святого апостола Андрея Первозванного. Москва. Кремль, 29 апреля 2008 г.

Президент России В. В. Путин вручает С. В. Михалкову орден Святого апостола Андрея Первозванного. Москва. Кремль, 29 апреля 2008 г. Фото:kremlin.ru​ по лицензии CC BY-SA 4.0

В биографии Сергея Владимировича Михалкова сказано, что он был участником Великой Отечественной войны, военным корреспондентом. По воспоминаниям самого Михалкова, о том, что началась война, он узнал в Риге, где должен был выступать в Доме Красной Армии 22 июня вечером. Вернувшись в Москву, Сергей Владимирович уже через несколько дней получил назначение военным корреспондентом сначала газеты 22-й армии, а потом фронтовой газеты «Во славу Родины», в составе редакции которой Михалков дошел до самого Сталинграда. Тяжелую контузию он получил во время авиационного налета на Одессу, и это ему еще повезло: другие сотрудники редакции пострадали гораздо серьезнее, погиб его коллега.

Со своим соавтором Габриэлем Уреклянцем, который известен нам под псевдонимом Эль-Регистан, Михалков познакомился после назначения в центральную газету Военно-воздушных сил Красной Армии «Сталинский сокол». По словам самого Михалкова, для него как для корреспондента было очень важно писать только о том, что видел на войне собственными глазами и никогда не кривить душой.

«Сочинял и пропагандистские листовки, и заметки, и стихи, и статьи. В них все правда — от начала и до конца. А вот с цензурой никогда дел не имел, наверное, повезло» — вспоминал Сергей Владимирович.

Габриэль Аркадьевич (Аршакович) Уреклянц был тогда старше Михалкова на пятнадцать лет, он уже был состоявшимся замечательным журналистом. Но, несмотря на разницу в возрасте, Сергей Владимирович с Габриэлем Аркадьевичем очень быстро и крепко сдружились.

Сергей Михалков

Сергей Михалков на марке Почты России. Фото: общественное достояние

Михалков вспоминает о нем с большой теплотой:

«Мы были близкими друзьями, такими, о которых говорят, что они и часа не могут обойтись друг без друга. И всё-таки я видел его урывками. Он стремительно врывался в мой дом, бросал на тахту какой-нибудь необычный сувенир — расплющенную о скалу пулю басмача, привезенную с памирской пограничной заставы, или обломок фюзеляжа самолета Молокова, на котором они совершили вынужденную посадку во льдах в районе Таймыра, обрушивал на нас лавину блестящих рассказов о своем недавнем путешествии и, не успев их даже записать в блокнот, снова куда-то спешил — убегал, уезжал, улетал».

«Олицетворение стремительной энергии, искрящегося жизнелюбия», «неугомонное сердце», Эль-Регистан был выдающимся журналистом не только по мнению своих коллег и самого Михалкова, но и по мнению Алексея Толстого, который включил Габриэля Аркадьевича в тройку лучших журналистов страны.

Он прожил короткую творческую жизнь, скончался в 1945 году 30 июня, но успел написать и опубликовать огромное количество замечательных рассказов, фельетонов, очерков, который в прессе Средней Азии были очень популярны.

В составе этой редакции Михалков прошел до конца войны, встретив Победу в звании подполковника. Много пришлось повидать такого, что и не забудется. И все-таки самым значимым событием в своей жизни Сергей Михалков всегда называл именно создание Гимна Советского Союза в 1943 году.

Могила Эль-Регистана на Новодевичьем кладбище Москвы

Могила Эль-Регистана на Новодевичьем кладбище Москвы. Фото: Сергей Семенов, по лицензии CC BY-SA 3.0

Тогда был объявлен конкурс на лучший текст гимна, и в конкурсе этом принимало участие шестьдесят поэтов. Свой вариант текста подали и два друга-корреспондента Михалков и Эль-Регистан. Интересно, что привел друзей-военкоров на конкурс случай: на неофициальном собрании поэтов в одном из ресторанов Москвы Михалков оказался случайно, мимоходом, и там как раз услышал горячее обсуждение совещания, которое провели А. С. Щербаков и К. Е. Ворошилов по вопросу создания Гимна СССР. В тот же вечер рассказал об этом конкурсе Эль-Регистану, которого, как и многие близкие друзья, называл Габо.

«В ранний утренний час следующего дня звонок в дверь поднял меня с постели. На пороге стоял Габо.

—  Мне приснился сон, что мы с тобой стали авторами Гимна! — прямо с порога заявил он. — Я даже записал несколько слов, которые мне приснились!

Габо протянул мне гостиничный счет, на котором я прочитал: „Великая Русь“, „Дружба народов“, „Ленин“...» — рассказывал Сергей Михалков.

И началась работа над текстом Гимна. По признанию самого автора, никто из двоих друзей не знал, как пишутся гимны – какую стихотворную форму взять, каким должно быть содержание гимна? Начали листать энциклопедию, в которой было сказано, что гимн — торжественная песнь... Подумали и решили, что за основу следует взять Конституцию СССР.

Очень помог им в работе «Гимн партии большевиков», написанный А. В. Александровым и В. И. Лебедевым-Кумачом, который в те дни крутили по радио постоянно.  Стихотворный размер этого гимна решили взять за основу. Михалков сочинял, Эль-Регистан редактировал, корректировал, вносил свои предложения.

Кстати, изначально текст Гимна Михалкова и Эль-Регистана начинался так:

Свободных народов союз благородный
Сплотила навеки Великая Русь.
Славься, созданный волей народной
Единый, могучий Советский Союз!..»

Сам товарищ Сталин сделал несколько пометок, замечаний, над которыми авторам необходимо было поработать. Ему, к примеру, не понравилось слово «благородный», оно ассоциировалось у него с выражением «Ваше благородие». Словосочетание «созданный волей народной» ему тоже не понравилось, так как ассоциировалось с организацией «Народная воля» в дореволюционной России. Также Сталин попросил не называть его в Гимне «избранником народа», но отметил, что Ленина следует назвать «великим».

Когда же текст Гимна был готов, авторы направили его Ворошилову и приложили записку, в которой попросили или порекомендовали пригласить для создания музыки для Гимна Прокофьева или Шостаковича. На эту записку Ворошилов наложил резолюцию, в которой было сказано, что Прокофьев и Шостакович, действительно, признанные композиторы, но «гимн будут писать все композиторы СССР (а, может быть, и не композиторы примут участие), и кто из них даст лучшую музыку гимна, тот и будет автором этого исторического сочинения».

Как только текст был одобрен и утвержден, начался конкурс среди композиторов. В создании музыки для Гимна принимали участие композиторы из всех национальных республик, краев и областей. И даже уже после утверждения текста Сталин звонил авторам и просил что-то исправить, добавить, отшлифовать. К примеру, он попросил добавить еще один куплет, который отразил был роль Красной Армии в героической борьбе против захватчиков, показать мощь и веру в победу. И авторы ночь напролет сидели и вносили корректировки, дописывали куплет. Был выделен в Кремле специальный кабинет для работы над текстом Гимна.

Были утверждены и эти изменения, но после авторам пришлось полностью переписать припев. Было:

Живи в веках, Страна Социализма!
На страх врагам иди всегда вперед.
Твое оружье, славная отчизна,
В руках надежных держит наш народ. (2 раза)».

Стало:

Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!

Прослушивание 25 вариантов Гимна, прошедших жесткий отбор из 208 вариантов от 155 композиторов, проходило в Бетховенском зале Большого театра. В последнем туре оказалось три варианта — А. В. Александрова «Гимн партии большевиков», совместный вариант Шостаковича–Хачатуряна и Туския, и победителем был выбран вариант А.В.Александрова, которым и вдохновлялись в самом начале работы над текстом Михалков и Эль-Регистан.

По словам Габриэля Аркадьевича Эль-Регистана, авторы текста ставили своей задачей написать такой Гимн, который будет «проникнут основными идеями нашей государственности, идеями, наиболее близкими народу и дорогими для него».

«Мы договорились, что язык нашего гимна должен быть простым, ясным, таким, чтобы каждое слово его понял „самый тёмный человек“, если таковые существуют в нашей стране, и самый высоко образованный. Слова должны быть понятными от колхозника до академика — таков принцип, которым мы руководствовались в отношении языка. Кроме того, мы условились, что в Государственном Гимне Советского Союза не должно быть ни одного иностранного слова, что должны быть только чисто русские слова. И не только русские, но слова какие-то особые, торжественные, если можно так выразиться, солидные слова, достойные войти в текст гимна»,   — говорил он.

Безусловно, Гимн Советского Союза стал настоящим символом государства, его любили и знали наизусть, исполняли с гордостью. А музыка Александрова оказалась настолько великолепной, что стала Гимном еще раз – в третий раз за свою историю.

У Гимна Советского Союза – уникальный, великолепный текст, каждое слово которого подобрано с уважением и любовью к родному языку, трепетно и очень бережно.

Сегодня мы предлагаем вспомнить и перечитать некоторые потрясающие цитаты одного из авторов Гимна Сергея Владимировича Михалкова, человека, который умел обращаться с русским словом как никто другой, умел извлечь из него ту силу, которая заложена в него веками русской истории, и подарить своим читателям.


А еще у нас есть тест интересный по стихам Сергея Михалкова. Проверьте себя, попробуйте угадать правильную рифму — тест вот здесь.

Другие факты из жизни писателя — вот здесь, в биографии.

 

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru