28 сентября 1915 года родился режиссёр Георгий Товстоногов
«Несъедобный» Товстоногов: режиссёр, ставший кризис-менеджером до того, как это стало мейнстримом
28 сентября 15 февраляВ Санкт-Петербурге на набережной Фонтанки стоит уникальное величественное здание Большого драматического театра. Он был образован в числе первых театров после Революции и до 1992 года носил имя Максима Горького, который его основал. Но в 1992 году Большой драматический театр стал носить имя режиссёра Георгия Товстоногова, который возглавлял его более 30 лет и буквально уберёг от разорения и полного исчезновения.

Товстоногов Георгий Александрович. Фото: официальный сайт БДТ
С чего начинался БДТ
В 1918 году Горький с единомышленниками выступили с инициативой создания в Петрограде «театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Среди основателей был и знаменитый художник Александр Бенуа. Горький возглавил худсовет, а в числе первых актёров был, кстати, звезда немного кино Владимир Максимов. Первоначально театр располагался в здании Консерватории на Театральной площади, в Большом зале.
Открытие театра состоялось 15 февраля 1919: был показан спектакль «Дон Карлос» по пьесе Шиллера в постановке Андрея Лаврентьева с музыкой Бориса Асафьева. Несмотря на то, что помещение, в котором проходил спектакль, не отапливалось, а на дворе стоял лютый питерский февраль, зал был набит зрителями до отказа и никто не уходил, хотя спектакль длился 5 часов. Спустя 2 года БДТ переехал на Фонтанку, 65, в здание Апраксина, и до сих пор располагается именно там.
Председателем худсовета после стал Александр Блок, но главным идеологом все еще оставался Максим Горький. Основателям хотелось сделать БДТ местом, где ставится исключительно героический репертуар, с революционной патетикой, как писал Блок: «театром больших социальных страстей, театром «великих слёз и великого смеха». И в первые годы существования театра репертуар полностью соответствовал этой задумке. И хотя советского драматического материала пока было мало, уже в репертуар начинали входить пьесы Мережковского и Брюсова.
В работе театра активно принимали участие художники из «Мира искусства», исторического художественного объединения, которое в период Серебряного века было очень влиятельным. Безусловно, работа над декорациями и художественным оформлением спектаклей таких художников, как Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев, Владимир Щуко и Евгений Лансере, во многом сформировали лицо развивающегося театра. Об этом писали и критики того времени, и исполнители главных ролей. К примеру, актриса Надежда Комаровская, игравшая в постановке «Дон Карлос», писала:
«Масштабы декорации создавали впечатление беспомощности человека, его невозможности опрокинуть эти давящие своей тяжестью стены. Казалось, что человеческий крик никогда не может быть услышан, он потонет в них».
Актриса Нина Лежен утверждала, что в Большом драматическом в его ранние годы всё было подлинным, не бутафорским: мебель заимствовали в богатых питерских домах, а сама актриса в пьесе «Заговор императрицы», исполняя роль Анны Вырубовой, носила её подлинное платье.

Фото: официальная группа БДТ в telegram
Перемены в судьбе БДТ
В 1921 году, после смерти Александра Блока и отъезда из страны Максима Горького, театр покинули Добужинский, главный режиссёр Лаврентьев, актриса Андреева, то есть все те, кто стоял у самых истоков. И для театра начался новый период. Пришли новые режиссёры, Николай Петров, Константин Хохлов, репертуар пополнился пьесами Толлера и Кайзера. Художники, сыгравшие в становлении театра такую важную роль, сменились на других: ушел Бенуа, пришли Ходасевич, Акимов и Анненков. Правда, Лаврентьев на должность главного режиссёра вернулся. Но литературной частью БДТ начал заниматься Адриан Пиотровский, и в репертуаре театра стали появляться пьесы драматургов-современников, появились и собственные «звёзды»: в тот период как драматурги открылись Замятин, Лавренёв, Штейн. Сам Пиотровский вспоминал, что в тот период театр стремился к постановкам «большим, абстрактным, обобщённым и монументальным».
В этот период в театре засияли и актёрские звёзды — Александр Лариков, активно снимавшийся и в кино тоже, Валентина Кибардина, также ярко дебютировавшая после в кино в фильме «Юность Максима», Ольга Казико, ставшая позже доцентом и заведующей кафедрой «Сценическая речь» в Ленинградском театральном институте.
Кризис режиссуры
А в 1929 году на должность главного режиссёра в БДТ пришел Константин Тверской, ученик Мейерхольда. Именно Тверской свёл до минимума классические постановки и сосредоточился на современной драматургии полностью: при нём на сцене Большого драматического поставили «Разлом» по пьесе Бориса Лавренёва, ставили пьесы Файко, Олеши, Славина. В этот же период театр начал носить имя Максима Горького, своего основателя, и горьковские произведения вновь на сцене увидел зритель. Тверской пригласил в театр ещё одного ученика Мейерхольда, режиссёра-постановщика Владимир Люце. Это было время, когда засверкали такие звёзды, как Николай Корн и Виталий Полицеймако.
А потом в театре начался кризис режиссуры. Сначала попал в опалу режиссёр Константин Тверской: 1 декабря 1934 был убит Сергей Киров, и за этим последовал так называемый «Кировский поток» — череда массовых репрессий и депортаций в Ленинграде. В этот «Кировский поток» попал Тверской, его в числе многих выселили из Ленинграда в Саратов, а 1937 году вновь арестовали и расстреляли «за антисоветскую деятельность».
Сменивший его режиссёр Алексей Дикий, известный своей театрально-литературной мастерской при Доме учёных, большая часть актёров которой пришла за ним в БДТ, взялся активно за дело, в 1937 году его постановка пьесы «Мещане» стала событием в культурной жизни Петрограда, правда, режиссёру рекомендовали частично сменить состав исполнителей и поменять постановочную концепцию. Но уже через пару месяцев после этой постановки Дикий был арестован, его приговорили к 5 годам лишения свободы и выслали в Усольлаг НКВД. Группа молодых актёров, пришедших вслед за Диким в БДТ, тоже покинула театр, но уже добровольно: желая сохранить свой коллектив, они уехали в Таджикистан и основали там Русский драматический театр имени Маяковского.
А затем режиссёры начали сменяться один за другим.
Борис Бабочкин, сыгравший роль Чапаева в знаменитом фильме, 2 года работал режиссёром, затем ещё 2 года – художественным руководителем, а потом уехал в Москву. В военные годы театр возглавлял Лев Рудник, при нём театр сначала эвакуировали в Киров, а в 1943 году, после прорыва блокады, вновь вернули в Ленинград. Лев Сергеевич организовал большую шефскую работу, с труппой театра выступал по госпиталям, выезжал на передовую.
В 1946 году театр возглавила Наталья Рашевская, но кризис уже набирал обороты. Наталья Сергеевна совмещала работу в БДТ с работой в Театре драмы им. А. С. Пушкина, поставила на сцене Большого драматического пьесы Островского, Горького, Гончарова. Но с её уходом кризис режиссуры ещё больше усугубился: с 1950 по 1955 годы режиссёры менялись, задерживаясь всего на год-два, и был период, с 1952 по 1954, когда режиссёра вообще не было – учреждением управляла коллегия.
Дина Морисовна Шварц, коллега и помощница, а также хороший друг Георгия Товстоногова, рассказывала об этом периоде в истории театра так:
«…Семь лет этот театр практически был без настоящего руководителя. То они коллегию делали. То пригласили замечательного человека, режиссёра Константина Павловича Хохлова, который был уже стар и болен. Они его «съели». Тут была очень злая труппа, очень их было много. За семь лет все, кому было не лень, приходили в этот театр…».
В итоге к середине 50-х годов театр стал попросту невостребованным у зрителя: потерял популярность, не развивался, посещаемость спектаклей снизилась настолько, что бывали случаи, когда на сцене актёров было больше, чем зрителей в зале. Естественно, что театр начал погрязать в долгах. Всё шло к разорению и закрытию. Атмосфера в коллективе стала очень тяжёлой, труппа стала неуправляемой, озлобленной, и очередного режиссёра, приходившего на смену бывшим, буквально «съедала».
Антикризисный Товстоногов
Так продолжалось, пока в театр не пришел «несъедобный» Георгий Товстоногов. Он так сам о себе сказал, на первой встрече с труппой.
Дело в том, что Товстоногов до прихода в БДТ в течение 6 лет работал главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, и театральная общественность уже знала его как очень талантливого и успешного режиссёра. Партийное руководство было в восторге от его спектакля «Оптимистическая трагедия» по пьесе Всеволода Вишневского, за него он позже получил Ленинскую премию. Естественно, что спасать загнивающий «первый пролетарский театр», основанный самим Горьким, решили доверить ему. И, естественно, он был далеко не в восторге от этого назначения. Но партийные органы настояли, и Товстоногов пришёл в БДТ.
Его представили труппе 13 февраля 1956 года, сообщив, что полномочия у Георгия Александровича самые широкие. А сам Товстоногов произнёс тогда перед труппой свою программную речь, в которой были знаменитые слова: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!».
С собой Товстоногов привёл подругу и соратницу Дину Шварц, поручив ей заведовать литературной частью. Георгию Коркину было поручено провести административную реорганизацию театра, и с этой целью он был назначен директором. Коркину были даны также широчайшие полномочия, и он повёл себя, по воспоминаниям Шварц, жестоко и беспощадно.
Товстоногов уволил более тридцати актёров труппы, что составляло примерно треть коллектива. В основном, это были эстрадники и пенсионеры. В результате в труппе остались только мастера и молодёжь, и все последующее товстоноговское время в истории театра практически обошлось без увольнений.
Товстоногову предстояла серьёзная задача: вновь привлечь в театр зрителя, который к тому времени буквально поставил на БДТ крест. С этой целью в репертуар были введены «развлекательные» пьесы: комедии «Безымянная звезда», «Когда цветёт акация», «Шестой этаж».
Уже через год ситуация начала меняться в лучшую сторону: на спектакли собирались полные залы. Событием стала постановка спектакля «Эзоп» по пьесе Гильерме Фигейредо, а потом и знаменитый спектакль «Идиот» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Затем последовал спектакль «Варвары» Горького, потом «Пять вечеров» Володина и многие другие постановки, которые по праву вошли в Золотой театральный фонд.
Советская пресса встречала овациями каждый новый успех Большого драматического театра, но партийные органы внимательно присматривали за деятельностью театра и Товстоногова в частности: за право показать на сцене некоторые спектакли Георгию Александровичу приходилось буквально бороться. Так, «Римская комедия» Зорина была запрещена к показу, спектакль «Три мешка сорной пшеницы» Тендрякова пришлось сильно перерабатывать, чтобы его разрешили, «Цена» Артура Миллера тоже «висела на волоске» из-за высказываний драматурга о внешней политике Советского Союза.
Но все эти трудности не помешали товстоноговскому периоду стать в истории Большого драматического периодом возрождения, золотого Ренессанса. Георгий Александрович руководил театром 30 с лишним лет, и всё это время БДТ был театром-лидером, его называли «первой сценой страны», знали и любили не только в СССР, но и за рубежом. Труппа театра выезжала с гастролями и в Японию, и в Аргентину, и во многие другие страны. О Большом драматическом писали как о театре, «умеющем создавать культурные ценности», а о Товстоногове – как о режиссёре, «занимающем в театральной жизни страны особое и чрезвычайно значительное место».
Безусловно, отдельного упоминания заслуживает звёздная труппа театра, сложившаяся за годы руководства Товстоногова. Попасть в эту труппу в 80-х годах, по мнению критиков того времени, было «сложнее, чем в труппу МХАТа 1930—1940-х годов». Товстоногова в плане принципов подбора актёров для труппы считали диктатором и деспотом, а он отмечал, что обязательным условием для приёма в театр должен быть высокий интеллектуальный уровень актёра и «способность к импровизационному поиску в процессе работы».
В труппе театра родилось и засияло немало звёзд, которых узнал и полюбил и кинозритель тоже: Татьяна Доронина, Зинаида Шарко, Людмила Макарова, Светлана Крючкова, Алиса Фрейндлих, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик, Сергей Юрский, Олег Борисов, Кирилл Лавров, Олег Басилашвили и, конечно, Иннокентий Смоктуновский, хотя он и сыграл в БДТ только одну роль, но незабываемую.

Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили в спектакле БДТ «Лето одного года». Фото: официальная группа БДТ в telegram
Тридцать два года возглавлял Георгий Товстоногов Большой драматический театр – до самой своей смерти 23 мая 1989 года. Это случилось после генеральной репетиции спектакля «Визит старой дамы»: возвращаясь домой, Товстоногов умер за рулём своего автомобиля.
Так завершилась эпоха, навсегда оставившая след в истории советского театра. Большой драматический театр, родившийся в огне революции, переживший репрессии, блокаду и глубокий кризис, благодаря воле, таланту и железной хватке Георгия Товстоногова возродился как храм драматического искусства. И сегодня БДТ имени Товстоногова с гордостью и благодарностью носит имя человека, который не только не дал рассыпаться горьковской мечте о театре «великих слёз и великого смеха», но и сумел воплотить собственную мечту о театре мыслящем, честном и живом. Времена меняются, репертуар обновляется, но история этого театра остается ярким примером того, что настоящее искусство способно выстоять даже тогда, когда кажется, что всё уже потеряно.