23 июля 1915 года родился поэт-песенник Михаил Матусовский

Михаил Матусовский: стихи, соединившие настоящее и будущее

23 июля

В XIX веке в Луганске жил известный фотограф Лев Моисеевич Матусовский, работы которого украшали практически каждый дом. Его сын Миша, будущий известный автор стихов к песням, запомнил отца как человека, чья жизнь была тесно переплетена с судьбой родного города. Семья жила размеренно, и ничто не нарушало ритма этой жизни, пока не грянула гражданская война, внезапно изменившая привычный уклад бытия. Однажды, в самый разгар описываемых событий, отца срочно вызывали на железнодорожный вокзал. Он быстро собрал все необходимые принадлежности для фотосъёмки, строго наказал детям сидеть дома и вышел.

Кадр из видео «Вспоминаем Михаила Матусовского»

Однако мальчишками овладело неудержимое любопытство. «Пойдём, Мотя, — стал уговаривать Михаил старшего брата Матвея, — посмотрим, куда папа так быстро убежал. Ведь там наверняка что-то интересное».

Матвей колебался. В отличие от вечно находящегося в движении Миши, он был очень спокойным и рассудительным. Однако всё то, что происходило в последнее время, так молниеносно менялось,  что он, немного подумав, твёрдо сказал: «А, была не была. Пойдём! Только бы нам с тобой не потеряться!»

На вокзале, куда два брата прибежали спустя полчаса после того, как там появился отец, они увидели огромный бронепоезд. Михаил поначалу даже струсил – такого гиганта ему видеть ещё не доводилось. Но ещё больше поразили его лозунги, были неаккуратно нанесены на обшивку красной краской. Больше всех ему запомнились слова: «Ещё многие лягут костьми, но идея коммунизма не умрёт». Фраза резкая, бескомпромиссная – она будто врезалась в память мальчика.

Через какое-то время из бронепоезда вышел грозный, внушительных размеров, красный командир, лицо которого, казалось, отражало всю суровость тех дней, и потребовал у фотографа запечатлеть для истории весь его отряд. Открыв рты, мальчишки смотрели, как украшенные пулемётными лентами бойцы стали располагаться на фоне бронепоезда. Спустя какое-то время Матвей и Миша увидят впечатляющую и в то же время жутковатую фотографию, ведь их отец недаром считался лучшим фотографом города. Его композиция окажется выстроена так, будто бронепоезд, подобно страшному зверю, грозит всем вокруг. Но это будет потом, а пока...

Вдруг высокий и широкоплечий командир увидел Мишу. Взяв его на руки, он посадил ребёнка в самый центр, желая подчеркнуть этим, что война затронула даже самых маленьких. Отец сделал несколько снимков. В тот момент Мише показалось, что всё вокруг словно замерло в ожидании чего-то нового. Полный решимости и какой-то странной энергии, командир начал рыться в карманах, чтобы что-то подарить мальчику на память, но, как назло, ничего подходящего не находилось.

Тогда командир, улыбнувшись суровой улыбкой, вытащил из кобуры наган и протянул его мальчику. «Тебе. На память. Смотри только в батьку не пальни», – проговорил он.

Этот спонтанный жест запомнился мальчишке навсегда. Он сохранил в памяти не только грозный облик командира и пугающий своими размерами бронепоезд, но и этот неожиданный подарок, который стал символом жестокой и непонятной для него войны. Наверное, именно тогда он понял, что война — это не только грохот выстрелов и смерть, но ещё и люди, которые, несмотря ни на что, умели сохранить в себе какую-то искру жизни, какое-то чудо посреди ужаса. Намного позже он будет много писать и о людях, и об их чувствах, и стихи эти будут жить в мыслях, в сердцах, в памяти. Он будет писать о людях и для людей. Но будет излагать мысли легко и светло, не пуская внутрь то ощущение страха и тревоги, которое родилось при виде бронепоезда, оставшегося на всю жизнь в памяти…

Михаил распахнул двери Литературного института в 1935 году, словно входя в храм слова. В 1937-м, будто вдохновлённые музой, Матусовский и его верный соратник, Ян Сашин, сочинили песню для студенческого вечера, даря новогоднему празднику крылья. Эта мелодия, словно выпущенная на волю птица, упорхнула в народ еще до грохота войны и, как говорили древние, «ушла в века». «Сиреневый туман» (в основном, мы знаем эту песню в исполнении Владимира Маркина) до сих пор звучит в сердцах людей, подобно эху далекой эпохи, а имена творцов, к сожалению, растворились в дымке времени. Что же, «Sic transit gloria mundi» – «так проходит мирская слава». Ничего вечного на земле нет.

А потом… Потом словно гром среди ясного неба обрушилась на Матусовского война. Она застигла его в стенах института философии, литературы и истории, где он работал над диссертацией с очень непростым содержанием: «Очерки поэтического стиля древнерусских воинских повестей периода татарского нашествия на Русь».  Защита была назначена на 27 июня 1941 года, но ей было не суждено состояться. Получив мандат военного корреспондента, Матусовский шагнул в огненное пекло фронта. Его научный руководитель, светоч в области филологии, профессор Николай Гудзий, проявив недюжинную настойчивость, добился разрешения на защиту диссертации заочно. И вот, среди грохота канонады, до Матусовского долетела телеграмма, которая извещала его о том, что ему была присвоена степень кандидата наук.

А он продолжал писать и фотографировать, запечатлевая на фотопленке и на бумаге события тех поистине страшных лет. Но главное – и Матусовский подчёркивал это постоянно –  его жизнь сводила хорошими людьми. Казалось, никакая война не могла их испортить.

В сырых землянках, в сумраке траншей —
Нигде я не встречал плохих людей.
Боец, с которым не был я знаком,
Со мной делился крепким табаком...
Как ангел, но без крыльев за спиной,
Военный врач склонялся надо мной...
Казалось, здесь Россия собрала
Всё лучшее, что только лишь могла.

Вообще надо сказать, что имя Матусовского к тому времени стало очень популярным, о нём заговорили, но сборники его работ выходили крайне редко. Можно только предположить, что его стихи воспринимались не из газет и журналов, а со слуха. И, конечно же, подобно произведениям Алексея Фатьянова, Михаила Исаковского, Булата Окуджавы, стихи Матусовского многие люди даже представить себе не могли без музыки. Да и в наше время строчки

«Не слышны в саду даже шорохи,
Всё здесь замерло до утра…»

вряд ли можно просто прочитать и не услышать при этом знакомую мелодию «Подмосковных вечеров».

Вообще, эту песню можно назвать феноменом. Ведь именно с её помощью происходило влияние на общественное мнение и на… международные отношения в период оттепели и чуть позже. Казалось бы, чего общего может быть у песни и у политики? Вряд ли кто-то без колебаний ответит на это вопрос. Однако пропагандистская машина холодной войны рисовала весьма мрачные картинки советской действительности. Прорвать же этот информационный барьер сумели не политические деятели, а песня. Невероятный случай в истории, но песня эта сравнима, а, возможно, и превосходит достижения дипломатов различных рангов того времени. Да-да – именно «Подмосковные вечера» и стали своеобразным приглашением в мир, которого так боялись и одновременно так хотели увидеть те, кто жил на Западе. Мелодичная и трогательная, пронизанная искренностью и глубоким чувством, песня послужила тому, что европейцы и американцы, несмотря на идеологические противостояния, устремились в Советский Союз, очарованные музыкальным шедевром, в основу которого легли стихи Михаила Матусовского. Устремились хотя бы для того, чтобы своими глазами убедиться в том, что в стране, которую им представляли как «красную угрозу», могут жить и живут люди, способные на глубокие, нежные чувства.

Сам Матусовский, конечно же, ни к каким гениям себя никогда не относил. Однако народ, как в Советском Союзе, так и за его пределами, ощутил, что эта песня – не просто красивая мелодия, а эмоционально-притягательный образ России, который вот уже на протяжении нескольких десятков лет вызывает симпатию у людей по всему миру.

Секрет успеха песен Матусовского заключается в том, что он умел выражать глубинные человеческие эмоции простым и понятным языком.

Кстати, нельзя не заметить того, что некоторые песни Матусовского начинаются с вопроса или содержат вопрос внутри:

«С чего начинается Родина?»,

«Что так сердце, что так сердце растревожено?»,

«Отчего, отчего, отчего мне так светло?» — 

вопросы эти отражают вечные человеческие загадки и поиски смысла жизни – таким необычным был его поэтический стиль.

Песни Матусовского могли звучать по радиоприёмнику каждый день и не вызывать раздражения, могли исчезнуть из репертуара радио и телевизора и после возродиться, оставаясь при этом в памяти разных поколений: от стариков до юношества. И кажется, что пока эти песни живут внутри нас, мы не потеряем умения сохранять сочувствие, взаимопонимание и будем обладать способностью к проявлению доброты и взаимной поддержки.

Лично от себя могу добавить то, что очень интересно поразмышлять о психологической стороне песен Матусовского. Психологи утверждают, что человеку необходимо определённое количество нежных прикосновений и проявлений ласки в день, чтобы поддерживать психическое здоровье и предотвращать уныние и депрессию. Может быть, песни Матусовского выполняли и продолжают выполнять именно такую функцию для целых поколений?

Ответить на этот вопрос сходу нельзя, но одно можно сказать точно: эти песни напоминают нам о нашем предназначении – сохранять человечность и стремиться к гармонии в этом сложном мире. Ну, и конечно, они напоминают нам о нашей общей истории и об общем будущем. Ведь как ни посмотри на события, а будущее всё равно у всех у нас общее.

Магдалина Гросс
Магдалина ГроссСпециально для Журнала Calend.ru