25 февраля 1841 года родился Огюст Ренуар

Секрет Ренуара: кто такая Жанна Самари и почему художник нарисовал целых пять ее портретов?

25 февраля

В 1877 году Огюст Ренуар написал портрет молоденькой актрисы театра «Комеди Франсез» по имени Жанна Самари. Если вы бывали в музее имени А.С.Пушкина в Москве, то вы видели эту картину. Но это лишь один из портретов прелестной женщины, а всего художник написал их пять, и один из них обрел всемирную известность и является самым узнаваемым произведением Ренуара, своего рода его импрессионистской визитной карточкой.

Кто же такая была эта женщина Жанна Самари, и какой секрет хранит один из ее портретов?

Портрет актрисы многие критики до сих пор называют идеалом женственности в живописи

На картине – задумчиво улыбающаяся нежная молодая женщина в легком платье, она хороша собой, умна и приветлива, а ее портрет дарит ощущение спокойствия, безмятежности и свежести. Портрет актрисы многие критики до сих пор называют идеалом женственности в живописи. Благодаря особым пульсирующим мазкам, положенным нарочито небрежно, так, что форма будто смазана, растворяется в фоне, женщина на портрете кажется нереальной.

Жанна Самари и не была такой в реальности, но для художника она стала кем-то вроде феи вдохновения, и несмотря на то, что он много писал членов своей семьи, своих возлюбленных и детей, актриса Жанна Самари была одной из самых любимых его моделей.

Первый портрет Жанны Самари

Жанна Самари

Жанна Самари на первом портрете. Фото: commons.wikimedia.org

Первый портрет молодой актрисы Ренуару не понравился. Когда он впервые встретился с ней и решил ее нарисовать, был вечер и художник находился в салоне мадам Шарпантье. Ренуар стоял спиной к двери, но вдруг почувствовал, что комната словно наполнилась светом. Художник обернулся и увидел, как в комнату входит Жанна. Мастер был очарован, ему казалось, что кожа этой прелестной девушки будто светится изнутри. Они поговорили, и Ренуар потом вспоминал, что его очаровал и голос актрисы:

«Это так приятно: естественный, без претензий женский голос».

Жанна Самари к тому времени уже была достаточно известной актрисой и позировать согласилась весьма охотно, понимая, что портрет, написанный рукой Ренуара, может добавить к ее славе приятный бонус. Родители Жанны заказали Ренуару портрет дочери.

Нет прямых свидетельств того, что между художником и его моделью был роман, но то, что Жанна была влюблена, было очевидно для современников. Впрочем, сама актриса говорила так:

«Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти».

Однако, один из друзей Ренуара Ж. Ривьер рассказывал, с какой нежностью относился художник к своей модели:

«Лучом солнца называл ее Ренуар. Радостный смех, очаровательный детский характер, ее милые шутки, — все в ней привлекало Ренуара и никогда он не делал портрета с большим удовольствием, чем этот».

Этюд первого портрета Ренуар написал вскорости, и получился он достаточно реалистичным. Но художник потрет забраковал: слишком предсказуемо, слишком очевидно – в портрете не было магии очарования, которым обладала девушка.

Второй портрет Жанны Самари

Жанна Самари

Жанна Самари на втором портрете. Фото: commons.wikimedia.org

Тот самый знаменитый портрет в изумрудном платье Ренуар написал вторым. Несмотря на то, что девушка на портрете получилась красавицей, сама Жанна особой красотой не блистала: у нее было довольно широкое лицо, тяжелый подбородок, большой бюст. Вообще, она не обладала утонченной внешностью аристократки, прическу носила простую и в целом была простолюдинкой.

Но все решало ее обаяние: она умела влюблять в себя людей с первого взгляда одной улыбкой. Когда Жанна выходила на сцену, весь зрительный зал приходил в восторг. Она улыбалась естественно и открыто, чего среди аристократок в то время было просто не принято, поэтому на большинстве портретов дамы из высшего общества позировали в очень скованных позах.

В силу природного обаяния Жанна Самари одной улыбкой умела влюблять в себя людей

Честно говоря, Ренуар очень приукрасил внешность Жанны на портретах, но женщина доверилась художнику, потому что понимала, что ни одна фотография не способна передать ее природное очарование. Красота ведь в глазах смотрящего!

Когда портрет Жанны Самари был выставлен на третьей выставке импрессионистов в 1877 году, Ренуара много ругали. Над картиной смеялись, говорили даже, что руки женщины «словно покрыты чешуей».

Кроме того, люди, знавшие Жанну лично, ехидно замечали:

«Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала».

Однако, нашлись и те, кто пришел в восторг от картины. К примеру, критик Луи Леруа сказал о портрете:

«В блюдо из красок входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!».

Третий, четвертый и пятый портреты Жанны Самари

Жанна Самари

Жанна Самари на третьем портрете. Фото: commons.wikimedia.org

Третий потрет, вернее, этюд Ренуар написал в 1978 году, и его можно увидеть в Национальной галерее Вашингтона в США. Это самый странный из портретов, пожалуй.

В том же году появился портрет Жанны Самари в полный рост, который вы могли видеть в Эрмитаже. Жанна на портрете изображена на фоне театральных портьер в элегантном вечернем платье со шлейфом и глубоким декольте. Конечно, внешность актрисы на портрете тоже приукрашена, однако, Жанна именно такой мечтала видеть себя, в глубине души стремясь походить на женщин из высшего общества. И Ренуар писал потрет для Жанны.

Когда же художник привез картину на выставку в Парижский салон, она не была покрыта лаком, поскольку краска еще не высохла до конца. Человек, который принимал картину, подумал, что у художника просто не хватило денег на лак, и решил сделать доброе дело – покрыл лаком картину сам. Конечно, картина была полностью испорчена. Художнику пришлось восстанавливать портрет с нуля в страшной спешке.

Жанна Самари

Жанна Самари на четвертом портрете. Фото: commons.wikimedia.org

Жанна Самари именно на этот парадный портрет возлагала большие надежды. Ей мечталось, что портрет сделает ее знаменитой, что она наконец-то сможет распрощаться с амплуа легкомысленных служанок и начать играть трагические роли, как ее кумир Сара Бернар. Впрочем, публика даже не заметила парадный портрет, и Жанна была настолько разочарована, что отказалась его выкупать.

Есть также пятый портрет актрисы. На пятом портрете девушка получилась очень нежной, юной, милой, но все же той магии ее очарования, которой пропитан самый известный портрет, художнику повторить не удалось.

Жанна Самари

Жанна Самари на пятом портрете. Фото: commons.wikimedia.org

Секрет портрета Жанны Самари

Знатоки и ценители посвящены в секрет, связанный с самым известным портретом Жанны Самари: если посмотреть на картину сбоку, то платье из зеленого превращается в синее. Репродукции этого эффекта не передают, конечно, но, если вам посчастливится побывать в музее имени А.С.Пушкина, то обязательно убедитесь в этом эффекте.

Кстати, выбор таких цветов для картины не случаен, хотя в то время он и считался вульгарным решением. Ренуар всегда говорил о том, что выбирает ту гамму, которая у него ассоциируется конкретно с этой моделью – Жанна на портрете в изумрудном платье на розовом фоне.

Жанна Самари

Жанна Самари на фото. Фото: commons.wikimedia.org

Жанна Самари: жизнь после Ренуара

Ренуар оправдал надежды девушки, портрет принес ей славу и даже сделал ее всемирно известной, правда, уже после ее смерти. Жанна умерла в тридцать два года от тифа, но до этого успела оставить свою актерскую карьеру и выйти замуж за сына богатого брокера вопреки запретам его родителей. На свадьбе не было никого из родственников жениха.

Жанна стала матерью двух дочерей, обе они после стали актрисами. Женщина попробовала себя в писательстве, была счастливой матерью и женой. В их с мужем доме висел тот самый знаменитый потрет Жанны в изумрудном платье, а после смерти Жанны и ее мужа наследники продали портрет за тридцать тысяч франков, хотя Жанна выкупила его у Ренуара в свое время всего лишь за сто франков.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru