4 марта 1678 года родился итальянский композитор Антонио Вивальди

Музыка, написанная для женщин. Антонио Вивальди, ваша персональная композиция

4 марта

Вивальди известен как итальянский композитор, скрипач-виртуоз, однако, не всем известно, что он был еще и педагогом, и священником. Он известен своим циклом «Спор гармонии с изобретением», в состав которого вошли четыре концерта «Времена года», ставшие наиболее популярными из его произведений, не утратившие актуальности и сегодня.

Но, возможно, вам интересно будет узнать, что достаточно большое число его произведений было написано для женщин, причем в буквальном смысле – для женского музыкального ансамбля церкви Оспедале делла Пьета в Венеции. И у этой церкви, вернее, у женского монастыря, при котором располагался детский дом и музыкальная школа, очень интересная история.

Началась она во времена крестовых походов, и первоначально на этом месте располагалась гостиница для крестоносцев. Когда же крестовые походы прекратились, гостиницу постепенно перепрофилировали, превратив в благотворительный приют для девочек-сирот.

Антонио Вивальди

Антонио Вивальди, автор портрета неизвестен. Фото: общественное достояние

Кстати сказать, именно благодаря таким заведениям, как Оспедале делла Пьета, мы получили в современном языке слово «консерватория», поскольку изначально так назывались заведения, где спасали от холода и голода брошенных ребятишек – от латинского глагола «conservare» — «сохранять».

Казалось бы, причем здесь музыка? Но именно в Оспедале делла Пьета, начав принимать под свою крышу девочек сирот (от которых в те времена избавлялись гораздо охотнее, чем от мальчиков, ведь девочку нужно было как-то устроить в жизни, обеспечив ей приданое, и не все могли себе позволить такие расходы), однажды решили учить воспитанниц музыке и пению. Это было решение прагматичное: с помощью выступления девичьих хоров, которые постепенно стали формировать в таких заведениях, можно было неплохо заработать, а после пристроить воспитанниц на хорошую работу и дать им неплохое приданое.

Постепенно такие девичьи хоры стали получать известность, выступали даже за пределами Венеции, в том числе и на закрытых мероприятиях для богатых людей, и эти заказчики платили за такие выступления щедро. Среди несчастных сирот появлялись настоящие звезды, исключительные таланты, которые со временем становились знаменитыми певицами, скрипачками, композиторами. С этими выступлениями был связан один интересный нюанс: вопросы благочестия требовали, чтобы девушки, выступающие в хоре, не афишировали свои личности, поэтому лица девушек во время выступления были скрыты за решетками.

Оспедале-делла-Пьета

Оспедале-делла-Пьета. Фото: общественное достояние

Таких Оспедале было четыре в Венеции, и все они постепенно превратились в своего рода площадки для выступлений девичьих хоров, исполняющих духовную музыку. А в Оспедале делла Пьета сформировалась целая музыкальная школа, которая выпустила, к примеру, таких известных в мире музыки личностей, как скрипачка Анна Мария даль Виолин, наиболее выдающаяся ученица Антонио Вивальди, для которой композитор написал не менее 28 концертов. Об Анне Марии писал путешественник и немецкий придворный советник Иоахим Кристоф Немейтц: «Лишь немногие виртуозы нашего пола могут сравниться с ней».

Анна Мария и другие воспитанницы Вивальди стали героинями романа Барбары Квик «Девственницы Вивальди», написанного в 2007 году.

Музыкальные школы при Оспедале были хорошо оснащены, руководство не жалело денег на штат преподавателей и музыкальные инструменты. У каждой из них был свой оркестр, к примеру, в Оспедале делла Пьета оркестр состоял из шестидесяти музыкантов.

Антонио Вивальди был принят на должность преподавателя скрипки в Оспедале делла Пьета в 1703 году, там он проработал с перерывом до 1740 года и преподавателем игры на скрипке и вокала, и руководителем оркестра. Свои знаменитые «Времена года» Вивальди как раз написал для воспитанниц этого заведения. При нем уровень музыкального образования, которое давали девочкам в Оспедале делла Пьета, стал настолько высок и престижен, что в музыкальную школу при монастыре стали отдавать своих дочерей представители знати. Такими воспитанницами, получившими после выпуска из школы большую известность, стали итальянские женщины-композиторы Анна Бон и Винчента Да Понте.

История Оспедале-делла-Пьета как места, где учили музыке и вокалу девушек, закончилась в 1830 году: судьба сделала виток, и это место снова стало гостиницей.

Сейчас в Оспедале-делла-Пьета находится гостинично-ресторанный комплекс Metropole, а рядом расположен храм Санта Мария делла Пьета, в котором выступали воспитанницы Вивальди. Храм, кстати, называют «церковью Вивальди». В задней части комплекса функционирует образовательный центр раннего детства.

Карикатура на Вивальди — «Рыжий священник», нарисованная в 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци

Карикатура на Вивальди — «Рыжий священник», нарисованная в 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци. Фото: общественное достояние

Даже из этого небольшого исторического обзора видно, насколько тесно переплелись в музыке Вивальди дыхание истории и духовности. Наверное, именно за это мы и ценим его потрясающие произведения: за возможность унестись мыслями в далекие времена, когда под сводами церквей звучали чистые девичьи голоса, а сама музыка была наполнена кристальным вдохновением и отшлифованным мастерством.

Музыка Вивальди способна очищать эмоции и лечить душевные страдания лучше, чем это сделают даже самые лучшие врачи, недаром все произведения цикла «Времена года» входят в перечень музыки, рекомендуемой для музыкотерапии. Кстати, ученые из итальянского института Кьети пришли к выводу, что музыка Вивальди, а именно «Времена года», способна улучшать и укреплять память человека при регулярном прослушивании. Их открытие получило название «эффект Вивальди». Известно также исследование французского врача-оталаринголога Альфреда Томати, который занимался лечением проблем речевого аппарата и включил музыку Вивальди в свою «слуховую терапию».

Музыка великого композитора Антонио Вивальди обязательно поможет и вам справиться с душевной или физической болью, да и просто с плохим настроением, усталостью, последствиями стресса. Она поможет вам сохранять концентрацию в течение длительного времени, ее ритм совпадает с сердечным ритмом здорового человека (68 — 72 удара в минуту), и ее полезно слушать тем, кто хочет расслабиться и нормализовать свое сердцебиение. Медленные части его пьес помогут запомнить текст.

Какая композиция Вивальди сегодня будет для вас наилучшей? Доверьтесь случаю, получайте клип и наслаждайтесь лечебным эффектом музыки великого композитора.


Редакция Calend.ru
Редакция Calend.ruСпециально для Журнала Calend.ru